ПравительствоРеспубликиХакасия. Реструктуризация бюджетного кредита


Глава 39. реструктуризация бюджетного кредита и замена заемщика

Глава 39. Реструктуризация бюджетного кредита и замена заемщика

 

Статья 193. Реструктуризация бюджетного кредита

1. Реструктуризацией бюджетного кредита является изменение по соглашению сторон сроков, финансовых и иных условий исполнения ими обязательств по кредитному договору.

2. Решение о реструктуризации бюджетного кредита принимается на основании анализа финансового состояния заемщика при наличии у заемщика плана по оздоровлению финансового положения.

3. Реструктуризация бюджетного кредита осуществляется посредством:

1) изменения сроков погашения основного долга и (или) выплаты вознаграждения;

2) капитализации (суммирования) задолженности по бюджетному кредиту, вознаграждению и иным платежам по кредиту.

4. Реструктуризация бюджетного кредита осуществляется на основании решения кредитора по каждому кредитному договору при наличии положительного заключения консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан или местном исполнительном органе.

5. Реструктуризация бюджетного кредита может быть осуществлена не более одного раза.

Реструктуризация бюджетного кредита оформляется посредством заключения дополнительного соглашения к кредитному договору.

 

Статья 194. Перевод долга по бюджетному кредиту

Перевод долга по бюджетному кредиту допускается по соглашению сторон кредитного договора на основании решения кредитора.

Перевод долга может осуществляться при передаче имущества, взысканного (предлагаемого) в счет погашения долга по бюджетному кредиту.

 

Глава 40. Исковая давность, прекращение требований кредиторов

и прекращение гарантии по бюджетным кредитам

 

Статья 195. Исковая давность

На требования кредиторов по бюджетным кредитам исковая давность не распространяется.

 

Статья 196. Прекращение требования кредитора по погашению бюджетного кредита и прекращение гарантии

1. Требование кредитора по погашению бюджетного кредита прекращается при надлежащем исполнении заемщиком обязательств по кредитному договору, в случае совпадения заемщика и кредитора в одном лице либо при ликвидации заемщика - юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан или на основании судебного акта.

2. Требования кредитора по государственным образовательным и студенческим кредитам прекращаются на основании закона о республиканском бюджете в случае смерти заемщика либо объявления его умершим.

3. В случае ликвидации заемщика - юридического лица прекращение требования кредитора по погашению бюджетного кредита осуществляется после проведения предусмотренных законодательством Республики Казахстан предварительных процедур по оценке исполнения обязательств:

1) по бюджетным кредитам, выданным из республиканского бюджета, на основании закона о республиканском бюджете;

2) по бюджетным кредитам, выданным из местного бюджета, на основании решения маслихата.

4. Задолженность ликвидированных заемщиков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также задолженность заемщиков, по которым прекращены требования на основании судебного акта, считается погашенной и подлежит списанию кредитором.

5. В случае прекращения требования кредитора по погашению бюджетного кредита к заемщикам, ликвидированным в соответствии с законодательством Республики Казахстан, одновременно прекращаются гарантии по соответствующим бюджетным кредитам.

 

Глава 41. Контроль, мониторинг, учет по бюджетным кредитам

 

Статья 197. Контроль за бюджетными кредитами

1. Кредитором и (или) поверенным (агентом) осуществляется контроль за использованием бюджетного кредита по целевому назначению и наличием обеспечения исполнения обязательств по нему в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

2. При выявлении фактов использования бюджетного кредита не по целевому назначению кредитор или поверенный (агент) взыскивает с заемщика неправомерно использованную сумму кредита с взиманием штрафа в размере, установленном в кредитном договоре.

 

Статья 198. Мониторинг и учет бюджетных кредитов

1. Бюджетные кредиты подлежат обязательной регистрации, учету и мониторингу в порядке, установленном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

По бюджетным кредитам осуществляется бюджетный мониторинг и оценка результатов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Кредиторы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов в разрезе заемщиков и поверенных (агентов).

 

Раздел 12. Государственные и гарантированные государством заимствование и долг,

поручительство государства

 

Глава 42. Общие положения о государственных и гарантированных государством

заимствовании и долге, поручительстве государства

 

Статья 199. Общие положения о заимствовании

1. Заимствование Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами, гарантированное государством заимствование осуществляются в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Заимствование Национальным Банком Республики Казахстан осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан».

2. Заимствование Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами и Национальным Банком Республики Казахстан является государственным заимствованием.

3. Негосударственное заимствование осуществляется резидентами Республики Казахстан самостоятельно в любом размере, в любой валюте и любой форме с учетом ограничений, установленных законодательством Республики Казахстан.

Негосударственные займы могут привлекаться юридическими лицами под государственные гарантии и поручительства государства.

4. Юридическим лицам, имеющим имущество на праве оперативного управления, запрещается осуществлять негосударственное заимствование.

 

Статья 200. Виды и формы государственных займов

1. Государственные займы по отношению к заемщику подразделяются на:

1) займы Правительства Республики Казахстан;

2) займы Национального Банка Республики Казахстан;

3) займы местных исполнительных органов.

2. По рынкам ссудного капитала государственные займы делятся на:

1) внешние государственные займы;

2) внутренние государственные займы.

3. По форме заимствования государственные займы делятся на:

1) выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг;

2) заключение договоров займа.

4. Государственные эмиссионные ценные бумаги по сроку действия подразделяются на:

1) краткосрочные со сроком обращения до 1 года;

2) среднесрочные со сроком обращения от 1 года до 5 лет;

3) долгосрочные со сроком обращения свыше 5 лет.

5. Государственные эмиссионные ценные бумаги по целям выпуска подразделяются на:

1) выпускаемые в целях финансирования дефицита бюджета;

2) выпускаемые в целях содействия развитию внутреннего рынка долговых инструментов.

Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной формах. Государственные эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме. Государственные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться по номинальной и дисконтированной стоимости с фиксированной и нефиксированной (плавающей) ставкой вознаграждения.

 

Статья 201. Государственный долг

1. Государственным долгом является сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов, без учета взаимных требований.

2. Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.

3. Внутренний государственный долг является составной частью государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед резидентами Республики Казахстан.

4. Внешний государственный долг является составной частью государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед нерезидентами Республики Казахстан.

 

Статья 202. Обязательства Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов по погашению и обслуживанию государственного долга

1. Правительство Республики Казахстан несет обязательства по погашению и обслуживанию правительственного долга, которые обеспечиваются средствами республиканского бюджета.

2. Местные исполнительные органы несут обязательства по погашению и обслуживанию своего долга, которые обеспечиваются средствами местных бюджетов.

3. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы не отвечают по обязательствам друг друга.

4. Обязательства Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов считаются исполненными при возврате заимодателям суммы основного долга и выплате в полном размере платежей по обслуживанию долга.

5. Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы осуществляют мониторинг соответственно правительственного долга и долга местных исполнительных органов посредством осуществления учета, анализа и контроля процесса формирования, изменения и обслуживания долга.

 

Статья 203.Управление государственным и гарантированным государством долгом, долгом по поручительствам государства и рисками

1. Управление государственным и гарантированным государством долгом, долгом по поручительствам государства и рисками включает в себя:

1) ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий плановый период государственного и гарантированного государством заимствования и долга, долга по поручительствам государства с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий и поручительств государства.

Подготовка ежегодной оценки состояния и прогноза на предстоящий плановый период государственного и гарантированного государством заимствования и долга, долга по поручительствам государства осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета совместно с Национальным Банком Республики Казахстан с участием центрального уполномоченного органа по государственному планированию на основе объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства;

2) определение центральным уполномоченным органом по государственному планированию лимита правительственного долга, лимитов предоставления государственных гарантий и поручительств государства в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, и утверждаемых в законе о республиканском бюджете, и лимитов долга местных исполнительных органов, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;

3) определение центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан, объемов погашения и обслуживания правительственного долга, утверждаемых в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

4) осуществление центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета регистрации и учета государственных займов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, и требований, связанных с исполнением государством обязательств по его гарантиям и поручительствам, мониторинга получения, использования, погашения и обслуживания государственных займов и государственного долга, гарантированного государством долга и долга по поручительствам государства, а также требований государства, возникших в связи с исполнением государством обязательств по его гарантиям и поручительствам;

5) подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга и его обслуживания, в том числе по досрочному погашению долга, покупке и продаже эмитентом государственных эмиссионных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг, реструктуризации государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства, рефинансированию долга, управлению рисками государственного и гарантированного государством заимствования и долга, долга по поручительствам государства и долга перед государством;

6) управление рисками государственного долга, гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства и долга перед государством включает в себя их выявление, идентификацию, оценку и минимизацию с использованием центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета методов регламентации процедур и операций, соблюдения установленных лимитов и требований, диверсификации инструментов и рынков, применения различных производных финансовых инструментов (опционы, свопы, форвардные, фьючерсные и другие сделки, используемые на рынке для целей управления рисками), а также своевременное реагирование и принятие необходимых мер в управлении долгом юридических лиц, чьи долговые обязательства перед третьими лицами обеспечены государственными гарантиями и поручительствами.

2. Управление рисками государственного долга, гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства и долга перед государством осуществляется в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.

 

Статья 204. Публикация сведений о состоянии государственного и гарантированного государством долга, долга по поручительствам государства

Сведения о текущем состоянии государственного долга Республики Казахстан, сумме денег, выплаченных в счет погашения государственного долга, выданных государственных гарантиях и поручительствах государства, и суммах денег, выплаченных по гарантиям и поручительствам, являются открытыми и подлежат ежеквартальному официальному опубликованию центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета в форме статистической информации.

 

Глава 43. Заимствование правительством Республики Казахстан

 

Статья 205. Цели заимствования Правительством Республики Казахстан

Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществляется:

1) в целях финансирования дефицита республиканского бюджета;

2) в целях содействия развитию внутреннего рынка долговых инструментов.

При профиците бюджета Правительство Республики Казахстан может осуществлять заимствование для рефинансирования правительственного долга.

 

Статья 206. Осуществление заимствования Правительством Республики Казахстан

1. Заимствование Правительством Республики Казахстан осуществляется на основе:

1) установления целей и финансовых границ заимствования;

2) определения приоритетов заимствования;

3) формирования перечня предполагаемых правительственных займов.

2. Привлечение займов от имени Правительства Республики Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета на основании решения Правительства Республики Казахстан по каждому отдельному договору займа или виду государственных эмиссионных ценных бумаг.

3. Эмитентом государственных эмиссионных ценных бумаг Правительства Республики Казахстан является центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета, который определяет объемы, сроки и условия каждого выпуска таких государственных эмиссионных ценных бумаг.

3-1. Правительство Республики Казахстан осуществляет выпуск государственных эмиссионных ценных бумаг в виде государственных казначейских обязательств или государственных исламских ценных бумаг.

Государственным казначейским обязательством является государственная эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя в отношении займа, в котором заемщиком выступает Правительство Республики Казахстан.

Государственной исламской ценной бумагой является государственная эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя на получение доходов от использования активов на основании договора субаренды.

Государственная исламская ценная бумага выпускается по решению Правительства Республики Казахстан в соответствии с основными принципами исламского финансирования, установленными в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

3-2. Выпуск, размещение, обращение, обслуживание и погашение государственных казначейских обязательств, выпускаемых Правительством Республики Казахстан на внутреннем рынке, осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

4. Для содействия развитию внутреннего рынка долговых инструментов правительственное внутреннее заимствование осуществляется с учетом формирования оптимального уровня правительственного заимствования, долга, затрат на его обслуживание и риска.

При этом выпуск государственных ценных бумаг с необходимой структурой в обращении для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке для построения кривой доходности будет осуществляться на стабильном уровне по первоначально запланированному объему и графику вне зависимости от складывающегося фактического исполнения бюджета, за исключением случаев, когда при изменении конъюнктуры рынка уполномоченный орган по исполнению бюджета не может осуществлять заимствование при приемлемых условиях.

 

Статья 207. Ограничения заимствования Правительством Республики Казахстан

Государственное заимствование Правительством Республики Казахстан ограничивается установленными законом о республиканском бюджете, лимитом правительственного долга и объемом бюджетных средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.

 

Статья 208. Погашение и обслуживание долга Правительства Республики Казахстан

Погашение и обслуживание долга Правительства Республики Казахстан, покупка выпущенных им государственных ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг осуществляются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета за счет бюджетных средств, предусмотренных в законе о республиканском бюджете, через Национальный Банк Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

 

Глава 44. Заимствование местными исполнительными органами

 

Статья 209. Цели заимствования местными исполнительными органами

1. Заимствование местными исполнительными органами областей, города республиканского значения, столицы осуществляется в виде получения займов от Правительства Республики Казахстан и выпуска местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы государственных ценных бумаг для обращения на внутреннем рынке для финансирования дефицита бюджета города республиканского значения, столицы.

2. Заимствование местными исполнительными органами районов (городов областного значения) осуществляется в виде получения займов от местного исполнительного органа области для финансирования дефицита бюджета района (города областного значения).

 

Статья 210. Ограничения заимствования местными исполнительными органами

1. Государственное заимствование местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы ограничивается установленными лимитом долга соответствующего местного исполнительного органа и объемом средств местного бюджета, направляемых на погашение и обслуживание долга соответствующего местного исполнительного органа.

2. Лимит долга местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год устанавливается Правительством Республики Казахстан.

3. Объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать размер, равный десяти процентам от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год.

 

Статья 211. Погашение и обслуживание долга местных исполнительных органов

Погашение и обслуживание долга местных исполнительных органов осуществляются ими за счет средств, предусмотренных в местных бюджетах, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

 

Статья 212. Выпуск государственных ценных бумаг местными исполнительными органами города республиканского значения, столицы

1. Выпуск ценных бумаг для обращения на внутреннем рынке местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

2. Условия, объем и целевое назначение выпуска государственных ценных бумаг местным исполнительным органом города республиканского значения, столицы определяются Правительством Республики Казахстан. При этом совокупный объем государственного заимствования местных исполнительных органов не должен превышать установленный лимит долга соответствующего местного исполнительного органа.

3. Погашение долга местных исполнительных органов города республиканского значения, столицы по выпускаемым государственным ценным бумагам осуществляется в обязательном порядке в установленный обязательствами срок.

 

Глава 45. Гарантированные государством заимствование и долг

 

Статья 213. Государственная гарантия

1. Государственной (правительственной, суверенной) гарантией Республики Казахстан (государственная гарантия) является обязательство Правительства Республики Казахстан перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок.

2. Государственные гарантии предоставляются заимодателям в качестве обеспечения исполнения резидентами Республики Казахстан обязательств по полученным ими негосударственным займам.

3. Исключительным правом предоставления государственных гарантий от имени Республики Казахстан по займам обладает Правительство Республики Казахстан.

По поручению Правительства Республики Казахстан центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета осуществляет предоставление государственных гарантий на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.

 

Статья 214. Ограничения предоставления государственных гарантий

1. Государственные гарантии предоставляются в пределах лимита, устанавливаемого законом о республиканском бюджете.

2. Государственные гарантии не могут предоставляться в качестве обеспечения возврата займов местных исполнительных органов.

3. Объем лимита предоставления государственных гарантий может быть использован только в пределах соответствующего финансового года, на который установлен данный лимит.

 

refdb.ru

Комментарий к Статье 93.2 Бюджетного кодекса РФ

Статья 93.2 БК РФ. Бюджетные кредиты

Комментарий к статье 93.2 БК РФ:

Под бюджетным кредитом согласно ст. 6 БК РФ понимают денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе. Бюджетный кредит не предоставляется государственным (муниципальным) учреждениям.

Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных БК РФ, иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Таким образом, получателем бюджетного кредита являются публично-правовое образование, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование и юридические лица.

Одним из условий предоставления бюджетного кредита является то, что он может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет целевых иностранных кредитов (заимствований). Особенности предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются ст. 93.5 БК РФ, а в случае реструктуризации обязательств юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам по нормам, установленным главой 15 БК РФ.

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Отсюда вытекает, что данной категории присущи основные принципы кредитования. Бюджетный кредит носит целевой характер, поскольку при утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации.

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, являются банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Согласно действующему законодательству обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами.

Предусмотрена также проверка целевого использования бюджетного кредита, которая осуществляется органами государственной власти или местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями. При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

С 1 января 2008 г. законодатель устанавливает понятие реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту. Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.

budkod.ru

От 15.12.2014 № 677 "Об утверждении Порядка проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Хакасия"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Правительства Республики Хакасия

от 15.12.2014 № 677

Об утверждении Порядка проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Хакасия

В соответствии с частью 10 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить прилагаемый Порядок проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Хакасия.

Глава Республики Хакасия –

Председатель Правительства

Республики Хакасия В. Зимин

Приложение

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Республики Хакасия

от 15.12.2014 № 677

ПОРЯДОК

проведения реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Хакасия

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и регламентирует осуществление реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия.

Задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия, реструктуризируется в случае установления в Законе о республиканском бюджете Республики Хакасия на соответствующий финансовый год условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Хакасия, на основании соглашения между Министерством финансов Республики Хакасия (далее – Министерство финансов) и органом местного самоуправления путем предоставления отсрочки, рассрочки исполнения обязательств на срок, указанный в законе, а также прекращения первоначального обязательства с заменой его другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

2. Начисление процентов по реструктуризируемой задолженности по бюджетным кредитам осуществляется из размера процентной ставки, установленной Законом о республиканском бюджете Республики Хакасия в части реструктуризации бюджетных кредитов на соответствующий финансовый год, на сумму реструктуризируемой задолженности.

3. Основанием для рассмотрения вопроса о реструктуризации бюджетного кредита является письменное обращение органа местного самоуправления в Министерство финансов.

К письменному обращению о реструктуризации бюджетного кредита прилагаются:

обоснование необходимости реструктуризации бюджетного кредита;

сведения о поступивших доходах и произведенных расходах за истекший период текущего финансового года местного бюджета муниципального образования, прогноз по доходам и расходам на текущий финансовый год местного бюджета муниципального образования.

4. Министерство финансов рассматривает представленное органом местного самоуправления письменное обращение и приложенные к нему документы, проводит анализ финансового состояния и составляет заключение о возможности реструктуризации бюджетного кредита и объемах реструктуризации бюджетного кредита в течение 30 рабочих дней со дня поступления обращения.

Реструктуризация бюджетного кредита осуществляется в случае недостаточности собственных средств в местном бюджете муниципального образования для погашения бюджетного кредита.

Объем реструктуризируемого бюджетного кредита определяется Министерством финансов в пределах остатка не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия.

5. Реструктуризация бюджетного кредита не осуществляется в случае:

- установления факта недостоверности предоставляемых органом местного самоуправления сведений;

- наличия достаточного количества собственных средств в местном бюджете муниципального образования для погашения бюджетного кредита;

- несоблюдения требований настоящего Порядка.

6. Решение о реструктуризации бюджетного кредита принимается Министром финансов Республики Хакасия (при отсутствии Министра финансов Республики Хакасия – исполняющим обязанности Министра финансов Республики Хакасия) на основании заключения Министерства финансов о возможности реструктуризации бюджетного кредита.

7. Реструктуризация бюджетного кредита осуществляется на основании соглашения, заключенного между органом местного самоуправления и Министерством финансов в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о реструктуризации бюджетного кредита.

r-19.ru

Реструктуризация кредита предприятию: требования и схемы

 

Решение о реструктуризации должно быть принято до того, как компания окажется в фактическом дефолте по кредитным обязательствам. Необходимо заранее провести подготовительную работу с кредиторами, продемонстрировать дальновидность менеджмента. Чем раньше компания обратится в банк, тем выше вероятность получить положительное решение по реструктуризации кредита. Тем более что объем работы для финансового менеджера компании предстоит немалый.

ОСНОВЫ

Сегодня объем просроченных кредитов остается на высоком уровне, поэтому финансовые учреждения готовы идти на соглашения с бизнес-заемщиками о реструктуризации задолженности.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Для любого банка реструктуризированный кредит лучше просроченного.

 

Реструктуризация кредита — это пересмотр кредитного договора в пользу заемщика, который имеет по выплачиваемому кредиту постоянную задолженность.

Срок послаблений в виде реструктуризации, как правило, не превышает одного года, возможны сжатые сроки — 3–6 месяцев.

Под реструктуризацией кредита понимают следующие варианты временного уменьшения долговой нагрузки:

  • отсрочка выплаты тела кредита при одновременном увеличении срока выплат;
  • отсрочка выплаты тела кредита без увеличения срока — последующие после отсрочки регулярные выплаты становятся закономерно большими (порой намного). Данный вариант доступен бизнесу с сезонными всплесками чистой прибыльности, если на этот всплеск придется весь остаток срока займа после отсрочки;
  • простое увеличение срока кредита, уменьшающее все регулярные выплаты;
  • изменение графика погашения кредита — введение сезонных, индивидуальных, гибких графиков или низкорисковая схема: сначала погашается тело кредита, а затем проценты (вместе со штрафами, если они были начислены). Если бизнес носит сезонный характер, то банк соглашается на неравномерное поступление средств в оплату по кредиту, но платежи должны быть регулярными;
  • замена валюты займа;
  • уменьшение процентной ставки по ссуде. Банки крайне редко идут на такие условия. При уменьшении процентных ставок компании имеет смысл воспользоваться услугой рефинансирования в другом банке.

Главное преимущество, которое компания получает в результате реструктуризации, — временное уменьшение долговой нагрузки.

Недостатки:

  • увеличение суммы переплаты по кредиту в целом;
  • увеличение страховых выплат, а также затрат, связанных с залогом и иным обеспечением;
  • необходимо регулярно предоставлять в банк финансовую отчетность компании.

ЭТАПЫ

Для компании схема работы по реструктуризации задолженности практически не отличается от процесса кредитования:

1) компания подает в банк заявление о реструктуризации и выясняет точный список требуемых кредитором документов;

2) далее компания-заемщик подготавливает и подает пакет необходимых документов. Одновременно эксперты банка мониторят бизнес заемщика и залог. Если после переоценки залога банк требует новый залог, заемщик оформляет на него документы;

3) специалисты банка совместно с заемщиком обсуждают взаимоприемлемый вариант реструктуризации, разрабатывают график платежей;

4) риск-менеджмент и кредитный комитет банка-кредитора принимают решение о реструктуризации;

5) стороны подписывают изменения к кредитному договору;

6) банк мониторит деятельность заемщика (не реже чем раз в три-шесть месяцев). Банковский мониторинг бизнеса проводят не только на основании добровольно подаваемой отчетности, но и в форме экспертизы. Кредитор следит за показателями заемщика, которые были утверждены на переговорах. Несоблюдение (недостижение) показателей может служить основанием для аннулирования соглашения о реструктуризации, ужесточения требований (например, по залогу или страхованию), вплоть до подачи иска в суд.

ФАКТОРЫ ПОДДЕРЖКИ

Факторы, которые будут на руку компании в ходе переговоров о реструктуризации долга:

1) специфика бизнеса заемщика и экономика отрасли. Компания-заемщик не может просто сменить один вид экономической деятельности на другой, выйти из бизнеса. Компания всегда привязана к нуждам экономики, региона, клиентской и сырьевой базе, имеет поддержку собственников, в том числе государства. Соответственно, если в отрасли наметилась положительная динамика, это может стать аргументом в пользу бизнеса заемщика.

Важный момент: будьте готовы к тому, что представитель финансового учреждения станет уточнять, пересмотрен ли в компании бюджет в связи с изменениями на рынке.

В процессе переговоров выяснится, соответствуют ли ваши прогнозы по доходам, расходам, прибыли с ожиданиями банка;

2) уровень отношений заемщика с банком — долгосрочные клиентские отношения или короткий срок сотрудничества.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Долгосрочные партнерские отношения с финансовыми учреждениями — весомый плюс для региональных компаний.

 

В регионах, небольших и моногородах не так много бизнес-клиентов. Иногда отделение банка фактически обслуживает от одного до пяти весомых клиентов, остальные мелкие и не приносят банку ощутимых выгод. От нескольких заемщиков зависит функционирование всего отделения банка в данном городе. При этом у многих топ-менеджеров и собственников бизнеса уже сложился перед банком определенный позитивный имидж;

3) структура кредита — наличие хорошего обеспечения, гарантий со стороны третьих лиц, компания-должник входит в состав стабильного холдинга.

ЧТО ПРЕДОСТАВИТЬ В БАНК?

По количеству требуемых документов реструктуризация достигает объема документооборота, связанного с первоначальным получением кредита, и даже превышает его. Пакет документов, полученный от компании-заемщика, банк рассматривает более пристально, чем первичную кредитную заявку.

Кроме обычной финансовой отчетности (бухгалтерских отчетов, справок из обслуживающих банков, планов развития бизнеса, прогноза денежных потоков и т. д.) банк ожидает получить от заемщика аналитические прогностические материалы, раскрывающие экономический эффект, который компания получит от реструктуризации.

 

ЭТО ВАЖНО

В отчетности, представленной в банк с целью реструктуризации, должны отсутствовать признаки фиктивного или преднамеренного банкротства.

 

Для получения реструктуризации кредита нужно:

1) разработать реалистичную и убедительную программу по погашению кредитной задолженности. Определить меры, необходимые для сохранения платежеспособности бизнеса. Предоставить подробный план-график, отражающий все действия, необходимые для реализации намеченных мер;

2) предоставить экономическое обоснование возврата долга. Такое обоснование должно базироваться на:

  • грамотном финансовом моделировании деятельности компании;
  • многофакторном анализе ситуации;
  • модели развития компании с реструктуризацией и без нее;
  • независимом и консервативном подтверждении будущих бизнес-доходов;

3) подготовить для банка предложение, правильно структурировав сделку (детально проработать с целью минимизации рисков).

Перед написанием заявления и указанных материалов необходимо узнать у представителя банка о наличии стандартных программ реструктуризации. Если такие программы существуют, нужно их изучить и по возможности в них вписаться. Если общих правил нет, работа по новому структурированию сделки с кредитором будет сугубо индивидуальной.

Экономическое обоснование возврата долга можно оформить в виде Плана реструктуризации.

О. С. Полякова, эксперт по экономике и финансам

www.profiz.ru


Смотрите также