Open Library - открытая библиотека учебной информации. Мвф кредиты россии


МВФ может дать Украине кредит из-за непростых отношений с Россией — эксперт

Киев, 10 сентября 2018, 19:22 — REGNUM  Международный валютный фонд предоставит Украине кредит из-за непростых отношений Киева и Москвы. Об этом 10 сентября в эфире телеканала NewsOne заявил экс-министр экономики Украины Владимир Лановой.

«МВФ предоставит небольшую помощь в силу разных причин — это положение нашего государства в отношении с Россией. Всё это в совокупности повлияет на то, что деньги дадут», — прогнозирует Лановой.

Он напомнил, что в 2018 году Украина брала кредиты на внешних финансовых рынках под рекордные 9% годовых.

«Последние полтора года никаких денег от МВФ не было. Украина выходила на рынки частных облигаций, в частности это произошло недавно. Там проценты были под 9%. В Греции наибольшие проценты были 7%, а у нас уже 9%. Мы не можем оплачивать такие проценты, в нашем бюджете не хватит средств, мы все будем голые и босые. Если МВФ сейчас не даст, чтобы рассчитаться с долгами, у нас пришло время платить по долгам, нужно будет идти на большие проценты с большими штрафами для страны», — пояснил Лановой.

Эксперт обвинил правительство в непрофессиональном планировании бюджета Украины.

«Украина заложила в свои финансовые балансы получение кредитов от МВФ. Если бы она спланировала другой бюджет, другой платежный баланс, то потребности в таких кредитах не было бы. У нас получается так, что кредиты получает власть, а население отдает долги. К сожалению, эта долговая петля затягивается», — сказал Лановой.

Он призвал Киев привлекать иностранные инвестиции и обеспечить финансовую независимость от МВФ.

«Должны идти рыночные процессы. Нашим банкам нужно брать кредиты за границей, реинвестировать в нашу экономику, покупать акции наших предприятий на мировых биржах и т.п. Нужно включать все эти рыночные механизмы, а не садиться на крючок к одному кредитору и таким образом терять независимость. Нужно проводить реформы — провести финансовую модернизацию, изменить бюджет, не закладывать такие долги и огромные дефициты. А потом накручивается инфляция. Инфляция толкает валютный курс. Валютный курс проваливается, и МВФ говорит: «Пересмотрите свои тарифы», потому что в гривнах это уже другие значения», — добавил Лановой.

Как сообщалось, 7 сентября премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что Украине грозит дефолт, если Киев не поднимет цены на газ для населения и не погасит долги перед МВФ.

«Для чего нам нужно выполнять обязательства перед международными организациями? Для одной цели — у нас с вами с 2005 года по 2013 год накоплено 50 млрд долл. внешних долгов… Каждый год мы тратим на обслуживание этих долгов 130 млрд грн. — 5 млрд долл. Их надо где-то взять и заработать. Но вместо того, чтобы взять деньги, вложить их в экономику и получить экономический рост и с экономического роста давать людям нормальные зарплаты, пенсии и т.д., давали подачки», — считает Гройсман.

Напомним, 28 августа кабмин Украины продлил до 1 октября действие постановления, которое устанавливало фиксированную цену на газ в размере 6958 грн. (244 долл.) за 1000 м³ (6,958 грн. или 0,24 долл. за 1 куб. м газа) для населения, религиозных организаций и теплокоммунэнерго. Предполагалось, что постановление будет действовать с 1 апреля 2017 года по 1 апреля 2018-го, но позже в документ внесли изменения и продлили срок его действия до 1 сентября 2018 года. С 1.08.2010 по 30.04.2014 на Украине цены на газ были от 0,7254 грн. (0,025 долл.) за 1 м куб.

regnum.ru

Кредиты МВФ России и условия их предоставления

Спорт Кредиты МВФ России и условия их предоставления

просмотров - 36

И общей суммы расходов федерального бюджета России

Соотношение расходов по обслуживанию государственного долга

Заемная деятельность государства на внешних рынках.

Внешняя задолженность России значительна. Так в настоящее время РФ входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью, наряду с Бразилией, Мексикой, Индией и Аргентиной. Внешний долг оценивается около 150 млрд. дол., половина которого – долги унаследованные от СССР.

Основа внешнего долга России - ϶ᴛᴏ кредиты Парижского и Лондонского клубов. В Парижский клуб входят десятки государств, при этом Россия одновременно выступает в качестве должника одних стран и кредитора других.

Второе место по объему занимают межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время. Интересы этой группы кредиторов представляет Лондонский клуб, объединяющий более 600 коммерческих банков мира.

Размеры государственного долга отражают так называемый капитальный государственный долг и текущий государственный долᴦ.

Капитальныйгосударственный долг – его суммарная непогашенная сумма вместе с причитающимися к выплате процентами. На 1.01.2000ᴦ. он составил 142,2 млрд. долл, из них долги бывшего СССР – 97,7 млрд. долл.

Текущийгосударственный долг – та часть капитального долга, по которым наступили сроки платежа.

Текущий долг данного года в определœенной степени отражают расходы федерального бюджета по обслуживанию государственного долга, запланированные на данный год. При этом это справедливо лишь в том случае, когда государство способно своевременно и полностью обслуживать и погашать свой долᴦ. РФ практически в течении всœех 90-х годов вела переговоры о реструктуризации отдельных частей перешедшего к ней долга СССР, отодвигая сроки его погашения и добиваясь частичного списания. По этой причине полностью обслуживался лишь «новый» внешний долг РФ, и расходы бюджета не отражают полного размера текущего долга.

Показатели   год год год год год год (закон)
Расходы федерального бюджета͵ всœего, млрд. рубл. 275,2 353,6 529,8 5000,0 609,7 1014,2 1193,5
В том числе расходы по обслуживанию государственного долга, млрд. рубл.   27,9   45,2   78,3   124,1   162,6   188,7   239,8
Тоже в %% к общей сумме расходов 10,1 12,8 14,8 24,8 26,7 18,6 20,1

Так, на начало 2000 года долг Лондонскому клубу кредиторов составлял 31,8 млрд. долл. В феврале того же года была достигнута договоренность о новой реструктуризации долга. В результате переговоров было согласовано решение о списании примерно одной трети долга в размере 10,6 млрд. долл. Погашение оставшейся суммы долга (21,2 млрд. долл.) было пролонгировано на 30 лет, а начало выплат отсрочено до 2008 года.

Проблема о долгосрочной реструктуризации внешнего долга является особо актуальной.

В 1997ᴦ. Указом Президента было разрешено внешнее заимствование территориям – Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область. Позднее такое разрешение получили и другие территории.

В результате к серединœе 2000 года задолженность территорий составила около 30 млрд.долл. В 1997 году – 900 млн. долл., что равно 7,1% объема эмиссии ценных бумаг правительства РФ. Было зарегистрировано более 300 эмиссий внутренних облигационных займов и три внешних еврооблигационных займа. Сегодня развитие этого сектора рынка ценных бумаг приостановлено, однако регионы продолжают заниматься обслуживанием и погашением ранее выпущенных займов.

Сегодня в соответствии с БК РФ субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним заимствованиям. Только в строго оговоренных (исключительных) случаях.

К недостаткам управления государственным внешним долгом России относят:

- несоответствие ежегодных объемов новых внешних кредитов и займов размерам ежегодных погашений основного долга;

- неоптимальная структура заимствований по срокам погашения, что приводит к возникновению пиков платежей в отдельные периоды;

- относительная изолированность России от международного рынка капиталов и связанная с ней ограниченность ее кредиторов МФО.

Из международных финансово-кредитных организаций (МФО) по объему займов предоставленных России после 1992 года лидирует МВФ – около 20 млрд. долл. На начало 2000 года. Эта организация требует при предоставлении новых займов соблюдение целого ряда условий.

Дата предоставления кредитов Сумма млрд. долл.   Условия кредитов
1992ᴦ. Жесткий контроль госбюджетного дефицита и роста денежной массы, ослабление регулирования цен и тарифов
1993-1994гг два транша по 1,5 То же + постепенная либерализация внешней торговли, в первую очередь экспорта͵ доступа иностранных инвесторов на финансовый рынок
1995ᴦ. 6,8 То же + ликвидация внешнеэкономического субсидирования, ограничений на экспорт нефти, постепенная отмена госконтроля на экспортно-импортной выручкой
1996-1998гᴦ. 21,3 Отмена экспортных пошлин на нефть и газ, кредитование и повышение акцизов на их добычи, снижение пошлин на импорт, приватизация крупных госпредприятий, сокращение бюджетного дефицита и госрасходов, продолжение либерализации экспорта и импорта
1992-1998гᴦ. 32,15  

Читайте также

  • - Кредиты МВФ России и условия их предоставления

    И общей суммы расходов федерального бюджета России Соотношение расходов по обслуживанию государственного долга Заемная деятельность государства на внешних рынках. Внешняя задолженность России значительна. Так в настоящее время РФ входит в... [читать подробенее]

  • - Кредиты МВФ России и условия их предоставления

    И общей суммы расходов федерального бюджета России Соотношение расходов по обслуживанию государственного долга Заемная деятельность государства на внешних рынках. Внешняя задолженность России значительна. Так в настоящее время РФ входит в... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Зачем нужны России новые кредиты МВФ?

    Лиам Халлигэн: Кредит МВФ - это доступ к западным кантам и "благая весть" для России.

    Порой не мешает поразмыслить от противного. Отдавая должное недавнему решению МВФ о выделении России в ближайшие три года кредита почти в $11 млрд., попробуем представить себе обратную ситуацию. Что случилось бы, если бы в подобном кредите было отказано? Основная проблема заключается в том, что около $3 млрд. внешних кредитов на покрытие бюджетного дефицита уже заложены в бюджет 1996 г. Откажись МВФ от выделения кредита, правительству пришлось бы увеличить объем продаж ГКО. А бюджет и так уже требует значительного увеличения чистого дохода от хрупкого рынка ГКО - с 1,4% ВЦП в 1995 г. до 2,4% в текущем году.

    Но невыделение кредита МВФ означало бы не только "дыру" в бюджете. В случае подрыва доверия к государству как должнику увеличилась бы и доходность по ГКО, что сделало бы преодоление финансового разрыва вдвойне сложной задачей и увеличило бы вероятность возврата к старым недобрым временам инфляционного финансирования со стороны Центробанка.

    А с поступлением долларов из Вашингтона перед Россией открывается доступ к более дешевому финансированию - через рынок еврооблигаций. Либеральная российская интеллигенция, воротящая нос от кредитов МВФ, плохо разбирается в современном финансовом мире. Кредит МВФ чрезвычайно необходим не потому, что это "живые" деньги, но потому, что это своего рода "благая весть". По милости охочей до сенсаций прессы большинство людей на Западе по сей день считают Россию весьма опасным местом, где бизнес невозможен. Откажи МВФ в кредите, подобные настроения сохранялись бы еще лет пять, увеличив риск новой изоляции страны. В этом случае оправданным выглядел бы пересмотр Россией сроков погашения ее задолженности Лондонскому и Парижскому клубам. И как ни странно, обслуживание этих кредитов в последующие пять лет стало бы куда более тяжелым бременем, чем теперь, когда новый кредит МВФ России обещан. И что, пожалуй, особенно важно, для тысяч российских компаний доступ к западным капиталам становится реальной возможностью. В случае фиаско с кредитом МВФ у остро нуждающихся в средствах российских компаний не оставалось бы ни малейшей надежды. Теперь же западным капиталам, как и поступающим вместе с ними новейшим технологиям, открыта "зеленая улица".

    Выделение трехлетнего кредита - продолжение политики доверия в атмосфере серьезных политических сомнений. Если в июньских выборах победит Зюганов, нарушение условий МВФ повлечет за собой немедленные финансовые санкции. Сейчас же политика поддержания низкого уровня инфляции, проводимая в течение 1995 г., похоже, сохранится.

    Со времени выделения России в марте 1995 г. кредита в $6,2 млрд. все условия Вашингтона соблюдались российским правительством неукоснительно. Роль МВФ состоит в принятии объективных решений по вопросам экономического благополучия суверенных государств. Выделением этого кредита МВФ и G-7 отчасти компенсируют свой отказ от поддержки в 1992 г. правительства Гайдара.

    Если бы G-7 захотела воспрепятствовать выделению кредита, она бы это сделала. Отказ МВФ в этом случае явился бы тревожным сигналом, играющим на руку западной индустрии вооружений. Однако заключение нового соглашения еще раз демонстрирует, что после затяжных десятилетий холодной войны гражданские коммерческие интересы Запада, наконец, взяли верх над военными - и слава Богу. Один неприятный момент - то, что выделяемые МВФ деньги могут пойти на финансирование чеченской войны. К сожалению, это так. Но разве гложут подобные сомнения американские пенсионные фонды, когда они приобретают

    государственные ценные бумаги у британского или испанского правительств, выделяя таким образом деньги на финансирование аналогичных акций в отношении "сепаратистских" движений северо-ирландцев и басков? Нет. Правительства с равным успехом тратят деньги как на оружие, так и на школы и больницы. Это прискорбно, но неизбежно.

    Как сказал сам Мишель Камдессю: "Если МВФ откажется от выделения кредита, сократит ли это войну в Чечне хотя бы на один день?" Нет. Так давайте прибавим к риторическому вопросу г-на Камдессю еще один: "Отсрочит ли невыделение кредита тот момент, когда Россия сможет занять достойное место среди развитых капиталистических стран мира?" Да. Безусловно, да! Лиам Халлигэн, английский экономист, работающий в Москве.

    o-kreditah1.ru

    Международный валютный фонд (МВФ) | Банк России

    Общие сведения

    Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

    МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.

    • Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
    • Заместитель Управляющего от России в МВФ - Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
    • Исполнительный директор от России в МВФ – А.В. Можин.

    Цели и задачи

    Цель деятельности – поддержание стабильности мировой финансовой системы.

    Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:

    • расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
    • поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
    • обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
    • содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
    • помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
    • сокращение внешних дисбалансов.

    Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.

    Финансовые ресурсы

    Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.

    Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

    В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

    В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.

    Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.

    Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).

    Сотрудничество Банка России с МВФ

    Управляющий в МВФ от России - Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

    Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ №1 и №2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.

    В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.

    Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

    Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.

    Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.

    Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).

    Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.

    В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.

    Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.

    В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.

    Ресурс МВФ (сайт МВФ)

    Соглашение МВФ

    Информация о реформе квот и управления МВФ 2010 года

    Пресс-релиз о вступлении в силу реформы квот и управления МВФ (январь 2016)

    Информационная справка по процедурам принятия решений в МВФ (апрель 2016)

    Материалы консультаций по ст. IV Устава

    Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2016 года в соответствии со статьей IV (май 2016)

    Пресс-релиз по итогам визита миссии МВФ в Российскую Федерацию (ноябрь 2016)

    Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2017 года в соответствии со статьей IV (май 2017)

    Доклад по итогам консультаций по Статье IV Устава МВФ в 2017 году

    Пресс-релиз по итогам визита миссии МВФ в Российскую Федерацию (ноябрь 2017)

    Материалы программы FSAP 2015/2016 годов

    1. Доклад по ст. 4 AIV (МВФ).

    2. Доклад по Российской Федерации (FSSA) (МВФ).

    3. Доклад по состоянию финансового сектора Российской Федерации (FSA) (Всемирный банк).

    4. ROSC отчет BCP (краткий вариант) (МВФ/Всемирный банк).

    5. Детальный оценочный отчет (DAR BCP) (МВФ/Всемирный банк).

    6. ROSC отчет IOSCO (краткий вариант) (МВФ).

    7. Детальный оценочный отчет (DAR IOSCO) (МВФ).

    8. Детальный оценочный обзор (DAO IAIS) (Всемирный банк).

    9. Техническая записка AML/CFT (МВФ).

    10. Техническая записка по модулю «Макропруденциальный анализ и политика» (МВФ).

    11. Техническая записка по модулю «Ликвидация, финансовое оздоровление и страхование вкладов» (МВФ).

    12. Техническая записка по модулю «Корпоративное управление и государственные банки» (Всемирный банк).

    13. Техническая записка по модулю «Финансовая доступность» (Всемирный банк).

    14. Техническая записка по модулю «Инфраструктура финансового рынка и центральный контрагент» (Всемирный банк).

    15. Техническая записка по модулю «Стресс-тестирование» (МВФ).

    16. Техническая записка по рынку страхования (ВБ).

    Данные о финансовой позиции стран-членов МВФ

    Раздел сайта МИД России – сотрудничество с МВФ

    www.cbr.ru

    Россия даст кредит МВФ - Korrespondent.net

    Фото: Reuters

    Совместное фото участников G20

    Россия, активный получатель кредитов МВФ в 1990-х, сама начнет кредитовать Международный валютный фонд – до конца года на это, возможно, потребуется $1 млрд, пишет Коммерсантъ-Украина в статье Алексей Кудрин назвал цену двадцатки.

    Об этом заявил Вице-премьер РФ Алексей Кудрин на президиуме правительства объясняя обязательства, которые приняла на себя Россия как участник саммита G20 в Вашингтоне 15 ноября. Участие в спасении проблемных экономик не избавит Россию от необходимости выполнять международные рекомендации: как и другие участники G20, России требуется ужесточить финансовое регулирование.

    Пока основным достижением России в процессе является рекомендация G20 так называемому форуму финансовой стабильности (ФСС) принять в него развивающиеся страны. ФСС – организация, созданная в 1999 году крупнейшими странами мира для борьбы с последствиями азиатского кризиса и экономических проблем стран бывшего СССР, в том числе России, и в рамках ФСС саммит G20 решил координировать часть деятельности по преодолению мирового кризиса. По словам Кудрина, до марта 2008 года G20 будут вырабатываться глобальные решения по новой архитектуре финансовых рынков мира.

    Итоговые решения стран G20 на саммите были зафиксированы в восьмистраничном заявлении стран-участников. Меры G20 по борьбе с кризисом ставят на необходимость координировать в борьбе с кризисом действия национальных регуляторов, в том числе центробанков и минфинов, усилить роль международных организаций.

    Россия в рамках G20 может впервые стать относительно крупным донором подобных программ. Стороны обязались изучить и необходимость дополнительного финансирования МВФ, в который с сентября 2008 года поступают заявки от стран-участниц на стабилизационные кредиты. Уже одобрены кредиты Украине, Венгрии, на очереди – Белоруссия, Исландия, Пакистан, скорее всего, к ним присоединится Болгария. Замглавы минфина Дмитрий Панкин вчера уже объявил, что Россия до конца 2008 года может предоставить МВФ (на заемной основе) порядка $1 млрд на экстренную поддержку национальных экономик, пишет газета.

    Если это произойдет, Россия станет донором антикризисных программ МВФ. Напомним, в июле 1998 года МВФ выделило России $4,781 млрд в качестве помощи при отражении атаки на рубль. Впрочем, последующие транши кредита были приостановлены из-за действий России, объявившей дефолт по ГКО, прекратившей после потери $9 млрд резервов защиту национальной валюты и ограничившей движение капиталов (ограничения сняты годами позже). Сейчас, как и в 1998 году, ЦБ России столкнулся с атакой на рубль и продолжает защищать его по схожей стратегии. Впрочем, резервы ЦБ сейчас в десятки раз больше, чем в 1998 году, а внутренний и внешний долг государства удельно много меньше. Россия стала второй после Японии страной, объявившей о готовности выделять дополнительное финансирование – на $100 млрд. Впрочем, размеры объявленной поддержки МВФ Россией сравнительно невелики. Глава МВФ Доминик Стросс-Канн по окончании саммита G20 в интервью Би-Би-Си оценил резервы МВФ по предоставлению стабкредитов в $200 млрд, а потребность МВФ в дополнительных ресурсах – в $100 млрд. На долю РФ может прийтись около 1% требуемой суммы. Правительство Японии пообещало предоставить на эти цели до 100% требуемой суммы. Особой щедрости Россия не проявляет и на двухсторонних переговорах. Панкин вчера подтвердил продолжение переговоров с Исландией, запрашивавшей у России стабкредит в 4 млрд евро, но пояснил, что Россия может ограничиться и меньшей суммой. МВФ пока вообще отложил все решения по Исландии.

    Смена роли в МВФ для России не снимает обязательство следовать рекомендациям международных организаций: если ранее это было условием получения кредитов, то теперь – добровольно взятым на себя обязательствам, отраженным в итоговой декларации G20. На уровне рекомендации по экономической политике обязательства вполне соответствуют идеям самого Алексея Кудрина. Например, рекомендовано смягчение последствий цикличности в политике регулирования.

    Срочные рекомендации G20 в ряде случаев конкретнее, чем общие принципы. Так, в итоговом заявлении участники договорились до 31 марта 2009 года, вводить более жесткие нормы раскрытия информации, откорректировать практику работы рейтинговых агентств, в том числе национальных, ужесточить требования к банкам в отношении структурированных кредитов и секьюритизации. Россия обязалась наряду с остальными участниками вашингтонской встречи стимулировать разработку новой системы оценки рисков в финансовом секторе. Большую часть этой работы придется взять на себя ЦБ РФ, минфину и ФСФР.

    Напомним, по итогам саммита G20 участники приняли декларацию, в которой утверждены пять принципов реформ для укрепления финансовых рынков и регуляционных режимов для предотвращения будущих кризисов.

    Японский премьер-министр Таро Асо призвал страны Большой двадцатки незамедлительно увеличить резервы Международному валютному фонду для помощи странам, пострадавшим в результате мирового финансового кризиса.

     

    korrespondent.net