Памятка: когда и сколько Россия брала у МВФ в долг. Кредиты мвф россии


Россия и МВФ: от крупнейшего должника до влиятельного кредитора - Экономика и бизнес

Фонд выполняет множество функций. Например, он следит за состоянием международной валютной и финансовой системы как в общемировом разрезе, так и в каждой конкретной стране. Кроме того, сотрудники МВФ консультируют страны, входящие в состав организации. Еще одна функция фонда — кредитование стран с существенными проблемами в экономике.

Каждая страна — член МВФ имеет свою квоту, влияющую на размер взносов, количество "голосов" при принятии решений и доступ к финансированию. Действующая формула расчета квот в МВФ состоит из четырех компонентов: валовый внутренний продукт, открытость экономики и ее изменчивость, а также международные резервы страны.

Каждое государство-участник передает взносы в фонд в определенных валютных пропорциях — четверть на выбор в одной из следующих валют: доллар США, евро (до 2003-го — марка и французский франк), японская иена, юань КНР и фунт стерлингов. Оставшиеся три четверти — в национальной валюте.

Поскольку у стран — членов МВФ разные валюты, с 1972 года для общего удобства финансы фонда конвертируют во внутреннее платежное средство, оно называется SDR ("специальные права заимствования"). Именно в SDR МВФ ведет все расчеты и выдает кредиты, причем только по "безналу" — ни монет, ни купюр SDR нет и никогда не было. Курс плавающий: по состоянию на 1 июня 1 SDR был равен $1,38, или 78,4 рубля.

Впрочем, в момент вступления России в МВФ сложилась любопытная ситуация. У нашей страны в 1992 году не было возможности внести свою долю в валюте. Проблему решили оригинально — страна взяла на один день беспроцентный кредит у США, Германии, Франции и Японии в валютах этих стран, внесла свой взнос в МВФ и сразу же попросила свою "резервную долю" (кредит в размере четверти от квоты, которую страна-член имеет право попросить у фонда в любой момент в иностранной валюте). После чего вернула предоставленные средства.

tass.ru

Кредиты МВФ для России — Российская газета

После того как Россия сумела сама оправиться от финансового кризиса 1998 года, советы МВФ потеряли былую актуальность. Последние два-три года визиты миссии фонда стали носить технический характер.

И хотя российские чиновники по-прежнему внимательно выслушивают советы главного мирового кредитора, однако выполнять их не спешат. Причин тому несколько.

Рост экономики, который наблюдается уже не первый год и которого - самое главное - удалось добиться без помощи валютного фонда. Выход из глубокого финансового кризиса опять-таки при отказе МВФ в предоставлении кредитов на тот момент. Да и сама финансовая политика фонда, осуществляемая в ряде стран, себя дискредитировала.

Нынешний визит миссии МВФ затронет все вопросы, связанные с деятельностью российских кредитных организаций. Поскольку с этого года российские банки перешли на международные стандарты финансовой отчетности, миссия должна будет определить, как эти стандарты работают в российских условиях. Напомним, что с 1 апреля вступила в силу новая инструкция ЦБ РФ "Об обязательных нормативах банков", которая отменит 8 из 18 ныне действующих нормативов, оставшиеся будут снижены, но при этом банкам придется отчитываться по этим нормативам ежедневно, как того требуют международные стандарты. Эти нововведения, а также появление системы страхования вкладов, считают эксперты ЦБ РФ и МВФ, позволят повысить надежность российских банков.

Как бы то ни было, но для российской стороны нынешний визит миссии фонда немаловажен. Представители МВФ заинтересованы в развитии сотрудничества с Россией. В Мировом банке корреспонденту "РГ" дали понять, что, вполне вероятно, российские власти после длительной паузы могут все-таки прибегнуть к финансовой помощи МВФ. Тем более что сегодня кредиты сравнительно дешевы.

Понятно, что нынешняя вполне благоприятная для России конъюнктура, сложившаяся на мировых рынках энергоресурсов, прежде всего нефтяном, делает наш бюджет профицитным уже который год подряд. Однако, по прогнозам западных экспертов, после президентских выборов в США ситуация может измениться. Вероятен сценарий, при котором резко упадут цены на нефть.

Правда, большинство российских чиновников придерживаются иной точки зрения, считая, что необходимо расплатиться по долгам с фондом досрочно, пока есть такая возможность. На начало 2003 года российский долг перед фондом оценивался в 6,5 миллиарда долларов. Планировалось, что треть этой суммы будет выплачена к 1 января текущего года, что, к слову, и произошло. Окончательно же выплатить весь долг можно будет уже к 2008 году и после этого не прибегать к кредитам МВФ, ограничившись лишь помощью Всемирного банка.

Естественно, что все эти проблемы будут решаться не в ходе нынешнего визита. Дело еще и в том, что на сегодняшний день наиболее актуальным вопросом в самом фонде остается проблема, кто займет кресло директора-распорядителя, так как его нынешний глава баллотируется на пост президента Германии. Париж и Берлин договорились поддержать кандидатуру нынешнего президента Европейского банка реконструкции и развитии француза Жана Лемьера. Одновременно появились и инициативы по поддержке альтернативных кандидатов. В частности, в списке значатся такие кандидаты, как глава базельского банка международных расчетов Эндрю Крокетт, Стэнли Фишер, который в 2001 году ушел в руководство Citibank с поста первого заместителя директора-распорядителя МВФ, а также министра экономики Испании Родриго Рато.

Факт остается фактом: в МВФ разрабатывают новые принципы, которыми следует руководствоваться при замещении поста директора - распорядителя фонда. А именно - назначать на этот пост необходимо наиболее компетентного специалиста вне зависимости от его национальности. Для этого необходимо применять принцип открытости при выдвижении кандидатур, проведение консультаций со всеми членами директоров фонда. Что же касается всех остальных вопросов, будь то мониторинг стран-должников или продвижение каких-либо реформ, то детальная работа над ними продолжится лишь после того, как новый директор-распорядитель займет свое кресло. К тому времени, надо полагать, и финансовые руководители страны сформируют свои предложения к МВФ.

Досье "РГ"

Первый этап (1988 - 1991 годы)

"Большая семерка" в разгар советской перестройки и демонтажа социалистической системы приняла такое решение: Европейский союз координирует помощь Восточной Европе, а Международный валютный фонд - СССР (затем - России и странам СНГ). Так МВФ стал главной организацией, через которую проходила помощь Запада на проведение реформ. В 1988 году руководство СССР даже намеревалось вступить в МВФ. Но только в октябре 1991 года суверенная Россия получила статус ассоциированного члена, а в июне 1992 года стала и полноправным членом МВФ. На этом этапе помощь СССР-России выражалась в "техническом содействии" и не предполагала передачу денег.

Второй этап (август 1991-го - сентябрь 1993 г.)

В январе 1992 года Правительство России официально обратилось в МВФ за помощью в 6 миллиардов долларов для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992-го, когда в России уже буйствовала инфляция (после нескольких попыток ее сдержать в феврале-марте). Однако деньги МВФ в размере 1 миллиарда долларов не использовались до конца 1992 года, поскольку их нельзя было привлекать для платежей по бюджету, а значит, использовать для сдерживания инфляции и стабилизации.

В июне 1993 года МВФ предложил второй кредит - 3 миллиарда долларов в рамках только что созданного направления - "Помощи системным преобразованиям" (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF не сопровождался традиционно жесткими условиями, был направлен на помощь странам, "переходящим от системы торговли, регулируемой государством, к рынку", и лишь требовал, чтобы получатели денег МВФ не вводили ограничений торговли. Однако 19 сентября 1993 года МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство России не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат.

Третий этап (1994 - 1995 годы)

В 1994 году переговоры с МВФ были заморожены. А в апреле 1995 года кредит для финансирования бюджета на новых условиях в рамках "Помощи системным преобразованиям" (STF). Условия действительно были более легкими и, как подчеркнули западные специалисты, даже "парадоксальными", поскольку страна фактически вернулась к инфляционной политике.

Четвертый этап (март 1995-го - октябрь 1997 г.)

Резервный стабилизационный кредит в 6,8 миллиарда долларов стал в апреле 1995 года первым проявлением новых связей с МВФ. Это было самое большое заимствование у МВФ после кредита Мексике. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2 процентов в месяц, а дефицит государственного бюджета до 8 процентов от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого - ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

Пятый этап (ноябрь 1997-го - сентябрь 1998 г.)

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 год был самым удачным. Однако отношения между МВФ и Правительством России становятся все более напряженными. Одной из причин этого наблюдатели назвали требование МВФ собирать налоги в полном объеме. Тем не менее МВФ предоставил новый пакет кредитов для стабилизации рубля в 11,2 миллиарда долларов.

После дефолта Россия не получила в МВФ ни цента и только выплачивает прежние долги.

Источник: Минфин

rg.ru

когда и сколько Россия брала у МВФ в долг: sosedgeorg

С 2000 года Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ и в январе 2005 года полностью погасила свои обязательства перед Фондом. Но когда и сколько брала Россия у МВФ?С кредитной историей страны Вы можете ознакомиться тут.

Но для понимания текущей ситуации: размер Резервного фонда России - $38,6 млрд.; госдолг России - чуть более $49 млрд, основной долговой статьей которого являются еврооблигации на сумму $35 млрд.

Россия является членом Международного валютного фонда (МВФ) с 1 июня 1992 года и в общей сложности взяла $22 млрд. у него в долг.

Первый транш в рамках кредита стэнд-бай был переведен 5 августа 1992 года на сумму около 1 миллиарда долларов со сроком использования в течение пяти месяцев.

Главным условием предоставления резервного кредита стали удержание дефицита госбюджета в пределах до 5% ВВП и темпа инфляции (менее 10%).

Бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли стандартным требованиям МВФ, поэтому последующие транши резервного кредита Россия в 1992 году не получила.

Второй пакет помощи России был принят на встрече "семерки" в апреле 1993 года и предусматривал кредит на "первоочередные стабилизационные меры" в размере 3 миллиардов долларов.

Условиями кредитования стало сокращение дефицита госбюджета наполовину — до 10% ВВП, а также сдерживание темпа инфляции не выше 7-9% в месяц.

6 июля 1993 года и 25 апреля 1994 года были получены два транша по 1,5 миллиардов долларов.

11 апреля 1995 года был предоставлен кредит стэнд-бай в объеме квоты страны в МВФ — 6,8 миллиарда долларов со сроком использования в течение 12 месяцев.

Были детализированы и ужесточены требования предоставления кредита: сокращение дефицита госбюджета до 6% ВВП; снижение инфляции до 1% в месяц; устранение внешнеторговых льгот, окончательная ликвидация количественных ограничений экспорта и импорта, либерализация экспорта нефти и отмена до 1 января 1996 года экспортных пошлин.

В марте 1996 года МВФ предоставил России новый кредит в размере 10,1 миллиарда долларов, который подлежал к использованию в течение трех лет.

Предполагалось, что в первый год будет использовано 65% квоты, во второй — 55%, в третий — 40%. На протяжении первого года действия кредитной линии валюта поступала в виде ежемесячных, а в последующие два года квартальных траншей.

В качестве условий кредитования было выдвинуто сокращение к 1998 году дефицита госбюджета до 2% ВВП; снижение инфляции — до 6,9% в год. Также продолжилась либерализация внешней торговли: ликвидировались экспортные пошлины на газ и нефть с одновременным компенсирующим повышением акцизов; отменялась обязательная предтаможенная экспертиза экспортируемых товаров; понижалось таможенное обложение импорта; снимались ограничения на импорт алкоголя.

Из этого кредита было использовано 5,8 миллиарда долларов.

В июле 1998 года МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов и предоставил специальный стабилизационный кредит в размере около 2,5 миллиардов долларов. Предполагалось предоставление кредита тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 года. И 20 июля 1998 года МВФ перевел первый транш.

17 августа 1998 года Россия объявила дефолт по внутреннему государственному долгу и установила 90-дневный мораторий на платежи по внешним обязательствам коммерческих банков и девальвации рубля.

В итоге кредитный пакет помощи был МВФ заморожен.

Только в июле 1999 года МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 4,5 миллиарда долларов, первый и последний транш которого (640 миллионов долларов) был получен со сроком использования на полтора года.

Согласно графику платежей, Россия должна была погасить все долги перед МВФ к 2008 году.

К началу 2005 года российский долг перед МВФ оценивался приблизительно в 3,33 миллиарда долларов. И Россия решила погасить долг досрочно, сэкономив тем самым на выплатах по процентам - 204 миллиона долларов.

Тогда же президент России Владимир Путин заявил о возможности досрочного погашения долгов России Парижскому клубу, но это уже совсем другая история...

источник

sosedgeorg.livejournal.com

Россия и МВФ. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 июня 2017 г. исполняется 25 лет со дня присоединения России к Международному валютному фонду (МВФ).

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории вступления, полученных кредитах и их погашении и о современных отношениях России и МВФ.

История

Советский Cоюз принимал участие в Бреттон-Вудской конференции 1944 г., в ходе которой были образованы МВФ и Всемирный банк, однако на фоне начавшейся холодной войны по идеологическим причинами не ратифицировал уставные документы и не вступил в эти организации.

Первые контакты СССР с МВФ (и ВБ) относятся к концу 1988 г., когда в мире начался распад двухполярной системы. В сентябре 1989 г. на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз официально заявил о желании установить отношения с фондом. Однако западные страны, прежде всего США, были еще не готовы предоставить стране членство в организации, в частности из-за слишком высоких, по их мнению, военных расходов Советского Союза и его поддержке Кубы и КНДР, политических противников Запада.

В декабре 1990 г. МВФ, ВБ, ОЭСР и другие международные организации подготовили доклад, в котором указывалось, что СССР следует взять курс на глобальные реформы с целью перехода от планового хозяйства к рыночной экономике, а международное сообщество должно оказать государству всестороннюю помощь.

По предложению президент США Джорджа Буша - старшего, на встрече Группы семи с президентом СССР Михаилом Горбачевым в Лондоне в июле 1991 г. была достигнута договоренность о предоставлении стране статуса ассоциированного члена фонда, не предусмотренного уставом. В том же месяце СССР направил официальную заявку на полноправное вступление в МВФ. Ассоциированный статус был предоставлен 7 октября.

К тому времени внешний долг СССР, а впоследствии и России как его правопреемницы, превышал $65,3 млрд (в 2,3 раза выше чем в 1985 г.), что делало вопрос о вступлении в МВФ особенно актуальным ввиду доступа к кредитам.

Россия стала членом МВФ 1 июня 1992 г.

Квота России

Вместе с Россией к МВФ присоединились и бывшие советские республики. Перед фондом встала задача определить для каждой из них квоту (членский взнос). Это важнейший источник финансирования МВФ, размер квоты зависит от экономики страны и ее золотовалютного запаса и влияет на доступ страны к финансовым ресурсам фонда и на право голоса. Однако на тот момент статистические данные этих стран были несовместимы с показателями, принятыми на Западе, в связи с этим МВФ вновь предпринял меры, не зафиксированные в уставе.

Квота, рассчитанная для бывшего СССР по стандартной формуле, была разделена между всеми 15 государствами с помощью специально разработанного метода. В итоге в апреле 1993 г., после очередного планового пересмотра, квота России составила 4313,1 млн СДР (специальные права заимствования, расчетная единица МВФ), или 2,98% от общего объема квот всех членов фонда. В результате последующих пересмотров квота изменялась. На сегодняшний день она составляет 2,7%. Россия входит в десятку крупнейших акционеров фонда.

Кредиты и их погашение

В 1992-1999 гг. МВФ восемь раз предоставлял помощь России на общую сумму $22 млрд. Средства были направлены на поддержку экономических реформ и покрытие дефицита платежного баланса. Кредит, одобренный в марте 1996 г. и составлявший $10,1 млрд (на 10 лет с четырехлетним льготным периодом) был на тот момент крупнейшим в истории фонда. Из него было использовано $5,8 млрд. Последний заем был одобрен в июле 1999 г. в размере $4,5 млрд, однако Россия получила лишь один транш ($640 млн).

Выделяя кредиты, МВФ выдвигал ряд условий, касающихся либерализации внешней торговли. В их числе были ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть с одновременным повышением акцизов; отмена обязательной предтаможенной экспертизы экспортируемых товаров; понижение таможенного обложения импорта; устранение ограничений на импорт алкоголя. Не раз Россия оказывалась в ситуации, когда требования фонда выполнять не удавалось. В таких случаях МВФ прекращал выдавать транши.

В начале 2000 г. некоторые российские экономисты, в том числе председатель Центробанка Виктор Геращенко, высказались за уменьшение зависимости России от иностранных кредитов, включая предоставляемые фондом. В июне того же года президент РФ Владимир Путин поддержал предложение не прибегать к помощи МВФ и самостоятельно разрабатывать экономические программы. В начале 2005 г. РФ досрочно погасила долги перед фондом (на тот момент - $3,3 млрд) и с этого времени стала не заемщиком, а кредитором.

Современные отношения

В настоящее время Россия участвует в различных операциях МВФ, таких как покупка и продажа СДР, покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др. В начале 2010 г. РФ стала участником "Нового соглашения о займах", одного из механизмов финансирования операций МВФ (соглашение между aондом и отдельными странами-членами и их финансовыми институтами). Депозитарием средств МВФ в российских рублях является Банк России.

В конце 2010 г. был одобрен закон, в соответствии с которым финансирование операций фонда может осуществляться за счет золотовалютных резервов ЦБ (ранее использовались средства федерального бюджета). В 2013 г. Банк России подписал соглашение с МВФ о предоставлении фонду $10 млрд в рамках достигнутых странами Группы 20 договоренностей о пополнении ресурсов МВФ c целью кредитования нуждающихся стран.

МВФ продолжает осуществлять в России консультационную деятельность и оказывать техническое содействие (миссии экспертов, учебные мероприятия).

Представителем РФ в Совете управляющих (высший орган МВФ) является министр финансов Антон Силуанов, его заместителем - глава Банка России РФ Эльвира Набиуллина. В Совете исполнительных директоров (состоит из 24 человек) РФ представляет Алексей Можин. РФ - одна из восьми стран, имеющих собственных директоров, остальные представляют группы государств. 

tass.ru

Как МВФ в 90 – годы уничтожал Россию

И как западная «помощь» обернулась для нашей страны масштабной социально-экономической катастрофой

Как МВФ в 90 – годы уничтожал РоссиюРеформаторы наоборот: Б. Ельцин, Е.Гайдар, А. Козырев, Г.Бурбулис ( при Ельцине играл роль «серого кардинала»)

Всадник финансового апокалипсиса: как МВФ уничтожал Россию. Западная «помощь» обернулась для нашей страны масштабной социально-экономической катастрофой, масштабы которой не оценены и по сей день.

26 лет назад, 27 апреля 1992 года, Россия была принята в Международный валютный фонд (МВФ). Страна, только что пережившая шок от распада СССР, вступила в период новых потрясений – на этот раз ими стали «шоковая терапия», приватизация, войны и тотальный хаос, распад и деградация во всех областях жизни.

Россия упорно загоняла себя в положение страны третьего мира, находящейся в зависимости от более развитых и богатых государств. Самую главную роль в этих процессах играл Международный валютный фонд, ставший инструментом финансового закабаления России со стороны Запада. И несмотря на то, что наша страна в итоге смогла покинуть кредитный капкан этой организации, опыт взаимоотношений с ней должен стать наглядным примером того, какую непосильную цену приходится платить всякому, кто так рассчитывает на помощь и поддержку «доброго Запада».

Созданный практически сразу после окончания Второй мировой войны МВФ, изначально был основан как финансовый инструмент именно Западного мира, что и обусловило отсутствие в составе его членов Советского Союза. По сути, организация стала важнейшим кирпичиком так называемой Бреттон-Вудской финансовой системы – экономического фундамента послевоенного Запада, где первую скрипку играли Соединенные Штаты, на которых вся система и была завязана.

Декларируемые МВФ цели на первый взгляд выглядят достаточно мирно и гуманно. Это поддержка экономики нуждающихся стран и выделение кредитных средств на соответствующие цели. Однако стоит приглядеться получше, и обнаружится вся хищническая сущность этого детища американского глобализма, «благодаря» которому многие страны пережили немало бед и унижений, а другие оказались полностью уничтожены как независимые субъекты мировой политики.

Стоит отметить, что Вашингтон, как главный инициатор создания организации и держатель контрольного пакета голосов в Совете МВФ, получил над Фондом полную и ничем не ограниченную власть. Помимо прочего, это выражается в политике организации, которая имеет свою валюту – Специальные права заимствования (СПЗ). Соединенные Штаты поступили достаточно хитро, настояв на том, чтобы кредиты МВФ выдавались только в СПЗ, которые получатель может обменять только на резервные валюты организации.

Всего их несколько, однако стоит ли говорить, что основная из них – это американский доллар.

Предположим, Фонд выделяет кредит в пять миллионов СПЗ. И для того, чтобы государство получило реальные деньги, оно обязано обменять их на одну из резервных валют Фонда по курсу, самим же МВФ и установленным. Это резко повышает значение данных валют в мировом масштабе.

Естественно, главным выгодополучателем от этого становится американский доллар, которому Вашингтон таким образом обеспечивает наиболее комфортные условия в мировой финансовой системе и поддерживает его на плаву. Ведь крепкая валюта – та, на которую есть спрос.

Россия подала заявку на присоединение к МВФ спустя неделю после официального прекращения существования СССР. Фактической датой принятия нашей страны в эту организацию можно считать уже вышеупомянутое 27 апреля 1992 года, хотя всевозможные формальные согласительные процедуры затянулись до начала июня. Стоит отметить, что процесс принятия России в МВФ был довольно быстрым. И это неудивительно, поскольку мировым финансовым заправилам явно не терпелось приступить к грабежу фактически упавшей им в руки некогда могучей державы.

Для начала кредитования России МВФ выдвинул к правительству Ельцина-Гайдара ряд условий, которые были прописаны в договоре под названием «Письмо о намерениях». Вообще, требования Фонда к своим заемщикам всегда были примерно одинаковыми. По сути, все они сводятся к одному – как можно более быстрому перестраиванию экономики государства с целью возвращения платежеспособности. Если этого не удается сделать в кратчайшие сроки (кредиты ведь надо выплачивать), то в таких случаях нужно сокращать бюджетные расходы. Каким путем этого добиться, должен думать сам заемщик.

Если ничего путного на ум не приходит, эксперты МВФ всегда рады «помочь» и поделиться парочкой-другой «добрых» советов. Обычно это повышение налоговой нагрузки на граждан, тарифов ЖКХ, резкое сокращение расходов на социальную сферу, армию, а также приватизация и распродажа госсобственности частным инвесторам, среди которых непременно найдутся зарубежные компании. Не была в этом плане исключением и Россия. Впрочем, с учетом масштабов нашей страны, работы у заправил МВФ было на этот раз непочатый край. В уже упомянутом выше «Письме о намерениях» Фонд взял на себя обязательство выделить России кредит на мероприятия по переходу к рыночной экономике.

В соответствии с соглашением, МВФ становился ответственным за формирование в России механизмов рыночной экономики, а также соответствующих им институтов. В свою очередь, российское правительство фактически обязалось работать под неустанным надзором западных «советников», к тому времени вольготно расположившихся на нескольких этажах московского здания правительства России на Краснопресненской набережной в Москве.

Кроме того, Россия обязалась провести тотальную приватизацию госсобственности, обеспечить свободное вхождение иностранного капитала в экономику, предпринять меры по привлечению зарубежных инвесторов даже в ущерб социальным правам собственных граждан, сократить расходы на образование, науку, медицину и прочие отрасли.Как МВФ в 90 – годы уничтожал РоссиюПри этом в соответствии с обязательствами, взваленными на плечи России правительством Ельцина-Гайдара, российское руководство (как исполнительная, так и законодательная ветви власти) должно было исполнять функции администрации субъекта внешнего управления, то есть МВФ.

Российские органы власти обязаны были выполнять только те нормативные акты, которые будут переданы им Фондом. А это значит, что ни президенту, ни правительству, ни парламенту не разрешалось вносить какие-либо изменения в программы «переходного периода», в том числе законодательные акты, а также Конституцию, без санкции на то со стороны Фонда. Кстати, о Конституции. Ни для кого не секрет, что создавался главный закон нашей страны под пристальным контролем американских «советников». Позаботились они и о создании максимально благоприятных условий для МВФ. Так, в соответствии со статьей 15 пунктом 4 Конституции России, международные договоры имеют приоритет над федеральным законодательством.

Иными словами, любые принятые в России нормативно-правовые акты могли превратиться в ничего не значащую бумажку, если они хоть в чем-то противоречили взятыми на себя правительством Ельцина-Гайдара обязательствами, прежде всего – в рамках «Письма о намерениях».

Первый транш кредита Международного валютного фонда был выделен России 2 августа 1992 года. Сумма «помощи» составила около одного миллиарда долларов со сроком использования в течение пяти месяцев. Главным условием предоставления кредита стало удержание дефицита государственного бюджета в пределах пяти процентов от ВВП.

К тому времени в России уже стартовала так называемая «шоковая терапия».

Вместе с отпуском цен государство начало стремительно отстраняться от своих социальных обязательств, стремясь, говоря модным нынче словом, «оптимизировать» бюджетные расходы и удержаться в рамках тех самых пяти процентов. Также по настоянию экспертов Фонда была практически наполовину урезана потребительская корзина, ставшая основой сниженного в два раза прожиточного минимума.Как МВФ в 90 – годы уничтожал РоссиюРешение по второму траншу кредита от МВФ было принято на встрече «семерки» в апреле 1993 года. Выделение финансовой «помощи» было направлено на «первоочередные стабилизационные меры». Всего размер кредита составил три миллиарда долларов. На этот раз Фонд потребовал сокращения дефицита госбюджета уже наполовину – до 10 процентов от ВВП. Два транша кредита были выделены России равными долями по полтора миллиарда долларов в июле 1993 и в апреле 1994 года. Затем в 1995 году МВФ предоставил России третий пакет «финансовой помощи» в объеме квоты страны в МВФ – 6,8 миллиарда долларов на срок использования в течение 12 месяцев. К этому времени в России уже началась политика, продиктованная условиями МВФ по сокращению бюджетного дефицита и сбрасыванию с государственного баланса «неликвидных предприятий». Началось уничтожение российской промышленности, которая либо продавалась по мизерн

infoportalru.ru

Россия и МВФ. Досье — Рамблер/финансы

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 июня 2017 г. исполняется 25 лет со дня присоединения России к Международному валютному фонду (МВФ).

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории вступления, полученных кредитах и их погашении и о современных отношениях России и МВФ.

История

Советский Cоюз принимал участие в Бреттон-Вудской конференции 1944 г., в ходе которой были образованы МВФ и Всемирный банк, однако на фоне начавшейся холодной войны по идеологическим причинами не ратифицировал уставные документы и не вступил в эти организации. Первые контакты СССР с МВФ (и ВБ) относятся к концу 1988 г., когда в мире начался распад двухполярной системы. В сентябре 1989 г. на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Советский Союз официально заявил о желании установить отношения с фондом. Однако западные страны, прежде всего США, были еще не готовы предоставить стране членство в организации, в частности из-за слишком высоких, по их мнению, военных расходов Советского Союза и его поддержке Кубы и КНДР, политических противников Запада. В декабре 1990 г. МВФ, ВБ, ОЭСР и другие международные организации подготовили доклад, в котором указывалось, что СССР следует взять курс на глобальные реформы с целью перехода от планового хозяйства к рыночной экономике, а международное сообщество должно оказать государству всестороннюю помощь. По предложению президент США Джорджа Буша — старшего, на встрече Группы семи с президентом СССР Михаилом Горбачевым в Лондоне в июле 1991 г. была достигнута договоренность о предоставлении стране статуса ассоциированного члена фонда, не предусмотренного уставом. В том же месяце СССР направил официальную заявку на полноправное вступление в МВФ. Ассоциированный статус был предоставлен 7 октября.

К тому времени внешний долг СССР, а впоследствии и России как его правопреемницы, превышал $65,3 млрд (в 2,3 раза выше чем в 1985 г.), что делало вопрос о вступлении в МВФ особенно актуальным ввиду доступа к кредитам.

Россия стала членом МВФ 1 июня 1992 г.

Квота России

Вместе с Россией к МВФ присоединились и бывшие советские республики. Перед фондом встала задача определить для каждой из них квоту (членский взнос). Это важнейший источник финансирования МВФ, размер квоты зависит от экономики страны и ее золотовалютного запаса и влияет на доступ страны к финансовым ресурсам фонда и на право голоса. Однако на тот момент статистические данные этих стран были несовместимы с показателями, принятыми на Западе, в связи с этим МВФ вновь предпринял меры, не зафиксированные в уставе.

Квота, рассчитанная для бывшего СССР по стандартной формуле, была разделена между всеми 15 государствами с помощью специально разработанного метода. В итоге в апреле 1993 г., после очередного планового пересмотра, квота России составила 4313,1 млн СДР (специальные права заимствования, расчетная единица МВФ), или 2,98% от общего объема квот всех членов фонда. В результате последующих пересмотров квота изменялась. На сегодняшний день она составляет 2,7%. Россия входит в десятку крупнейших акционеров фонда.

Кредиты и их погашение

В 1992-1999 гг. МВФ восемь раз предоставлял помощь России на общую сумму $22 млрд Средства были направлены на поддержку экономических реформ и покрытие дефицита платежного баланса. Кредит, одобренный в марте 1996 г. и составлявший $10,1 млрд (на 10 лет с четырехлетним льготным периодом) был на тот момент крупнейшим в истории фонда. Из него было использовано $5,8 млрд Последний заем был одобрен в июле 1999 г. в размере $4,5 млрд, однако Россия получила лишь один транш ($640 млн).

Выделяя кредиты, МВФ выдвигал ряд условий, касающихся либерализации внешней торговли. В их числе были ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть с одновременным повышением акцизов; отмена обязательной предтаможенной экспертизы экспортируемых товаров; понижение таможенного обложения импорта; устранение ограничений на импорт алкоголя. Не раз Россия оказывалась в ситуации, когда требования фонда выполнять не удавалось. В таких случаях МВФ прекращал выдавать транши.

В начале 2000 г. некоторые российские экономисты, в том числе председатель Центробанка Виктор Геращенко, высказались за уменьшение зависимости России от иностранных кредитов, включая предоставляемые фондом. В июне того же года президент РФ Владимир Путин поддержал предложение не прибегать к помощи МВФ и самостоятельно разрабатывать экономические программы. В начале 2005 г. РФ досрочно погасила долги перед фондом (на тот момент — $3,3 млрд) и с этого времени стала не заемщиком, а кредитором.

Современные отношения

В настоящее время Россия участвует в различных операциях МВФ, таких как покупка и продажа СДР, покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и др. В начале 2010 г. РФ стала участником «Нового соглашения о займах», одного из механизмов финансирования операций МВФ (соглашение между aондом и отдельными странами-членами и их финансовыми институтами). Депозитарием средств МВФ в российских рублях является Банк России.

В конце 2010 г. был одобрен закон, в соответствии с которым финансирование операций фонда может осуществляться за счет золотовалютных резервов ЦБ (ранее использовались средства федерального бюджета). В 2013 г. Банк России подписал соглашение с МВФ о предоставлении фонду $10 млрд в рамках достигнутых странами Группы 20 договоренностей о пополнении ресурсов МВФ c целью кредитования нуждающихся стран.

МВФ продолжает осуществлять в России консультационную деятельность и оказывать техническое содействие (миссии экспертов, учебные мероприятия).

Представителем РФ в Совете управляющих (высший орган МВФ) является министр финансов Антон Силуанов, его заместителем — глава Банка России РФ Эльвира Набиуллина. В Совете исполнительных директоров (состоит из 24 человек) РФ представляет Алексей Можин. РФ — одна из восьми стран, имеющих собственных директоров, остальные представляют группы государств.

Читайте также

finance.rambler.ru

Нужны ли экономике России кредиты МВФ?

Политика Международного валютного фонда по отношению к России заслужила немало похвал и немало критических замечаний. Но, как это нередко бывает, МВФ и хвалят не за то, за что нужно хвалить, и ругают не за то, за что надо критиковать.

Природа МВФ двойственна: он одновременно выступает как самая влиятельная международная экономическая и весьма важная политическая организации. В первой ипостаси МВФ представляет собой элитное собрание лучших экономических умов. В Фонде обретают форму конкретной политики многие свежие экономические идеи. Фонд собирает, обрабатывает и издает качественную и доступную статистическую информацию об экономическом развитии почти 200 стран мира. Он издает справочную литературу на многих языках, включая русский, во многом облегчая представителям стран с развивающейся и переходной экономикой овладение таинствами современной экономической науки.

Именно в качестве экономической организации политика Фонда в отношении России была и остается наиболее продуктивной и максимально успешной. Вклад его в выработку и осуществление правительством разумной экономической политики весьма значителен. Кроме того, с апреля этого года издаваемый уже 50 лет бюллетень International Financial Statistics начал регулярно публиковать статистические данные о России, По сучи дела, "железный занавес" в сфере экономической информации рухнул только сейчас ведь в то время как ключевые параметры развития российской экономики перестали являться тайной для окружающего мира, они продолжали скрываться от россиян. Сегодня эти данные публикуются ЦБ.

В своей второй ипостаси МВФ играет политическую роль. В силу ли нахождения па российской территории ядерных ракет или подругой причине, но Фонд держится по отношению к России чрезвычайно робко, отказываясь от применения к ней универсальных критериев. Регулярное изменение условий соглашений с Россией, "потолков" показателей, требований стало уже настолько обыденным делом, что почти никого не удивляет даже в МВФ.

В итоге внутри него становится все больше недовольных постоянным нарушением жестких правил Фонда и наличием весьма специальных отношений с одним из получателей эмвээфских кредитов.

С другой стороны, последствия такого подхода для России еще хуже. Регулярное получение "исключительного финансирования на исключительных условиях" развращает российские власти. Да прошедшие четыре года кредитования со стороны МВФ четко проявилось правило: получение очередного транша Фонда ведет не к продолжению экономических реформ, не к ликвидации субсидий, не к ужесточению финансовой политики, а к прямо противоположным последствиям. С 1993 г. получение очередных порций кредитов вело к увеличению размеров бюджетного дефицита, в то время как их замораживание по тем или иным причинам - к улучшению бюджетной ситуации.

Самое существенное сокращение бюджетного дефицита до 6% ВВП в последние годы было отмечено в последнем квартале 1993 г., когда накануне не был предоставлен второй транш кредита на системные преобразования. Его возобновление в начале 1994 г. привело к такой безответственной бюджетной политике, но ее закономерным результатом стали взрыв инфляции осенью 1994 г. и "черный вторник" 11 октября. С начала 1994 г., когда России с завидной регулярностью выдавались кредиты STB, Stand-by, EFF, совокупный дефицит консолидированной бюджетной системы не опускался ниже 8% ВВП, а за первые 9 месяцев 199G г. - уже превысил 12% ВВП. Особенно тяжелая ответственность лежит на решении Фонда о предоставлении России резервного кредита в марте 1995 г. - в разгар

боев в Чечне. Таким решением руководство Фонда фактически санкционировало продолжение военных действий на Северном Кавказе.

К середине ноября 1996 г. долг России МВФ приблизился к $12 млрд. По сути дела, это цена экономического образования двух десятков высокопоставленных чиновников в правительстве и Центробанке. Если бы только 1% от этих средств был использован на полный курс обучения студентов на экономических факультетах лучших американских университетов, сегодня страна имела бы минимум 1000 первоклассных специалистов, наличие которых радикально изменило бы предмет и характер экономических дискуссий.

Итак, вклад Фонда в сферу экономического образования правительства заслуживает высокой оценки - это помощь была и остается весьма и весьма значимой. В то же время финансовая составляющая "поддержки реформ" уже нанесла и продолжает наносить огромный ущерб и экономическому, и социально-политическому развитию страны.

В последние месяцы многие заговорили о том, что активная помощь МВФ России больше не нужна и западный финансовый институт, оказавший ее

экономике наиболее значительную поддержку в переходный период, может теперь с пей расстаться. Впрочем, совсем не исключено, что именно этот

развод окажется России не но карману.

Главный аргумент в защиту того, что МВФ исчерпал себя в России, состоит в том, что выделенные $3 млрд. в год - сумма смехотворная для такой большой страны. Кроме того, разве иностранцы не рвутся вкладывать деньги в Россию, несмотря на все неприятности, с этим связанные? Видимо, да, если судить по тому, сколько новых западных инвесторов привлек недавно "Газпром", не побеспокоившись даже о предоставлении им полной финансовой информации о себе. Да и вообще нужны ли России деньги Международного валютного фонда?

К сожалению, нужны. В конце концов, кредит МВФ покрывает целых 18% дефициту российского федерального бюджета 1996 г. А в бюджете будущего года эта цифра составляет 25%. Так что деньги МВФ оказываются весьма важным источником финансирования бюджета и дают примерно столько же, сколько плановые чистые поступления от продажи ГКО. Более того, кредиты МВФ способствуют увеличению общей суммы иностранных активов ЦБ, повышая тем самым доверие к рублю.

Попытки чем-либо заменить кредиты МВФ могут дорого обойтись российской экономике. Одна из возможностей - еще больше сократить бюджетные расходы. Это будет означать сокращение дотаций на жилье и сельское хозяйство, которые составляют 16% расходов консолидированного бюджета. Однако большую часть этих расходов несут на себе местные бюджеты. Если учесть относительную слабость президента Бориса Ельцина, то не совсем непонятно кто же будет заставлять регионы принимать такие непопулярные меры.

Но в бюджете есть еще доходная часть. Государство сможет заработать необходимую сумму на внутреннем рынке капитала, но только если поднимет процентные ставки до нереалистичного уровня. А завышенные процентные ставки никогда и нигде не способствовали экономическому росту. Кроме того, если МВФ уйдет, то Россия вряд ли успешно разместит на Западе свои еврооблигации.

Инвесторы не строят иллюзий и понимают, что согласие МВФ на предоставление кредитов не означает, что в российском доме царит полный порядок. Однако если МВФ прекратит выделять деньги, то все решат, что дом нуждается в капитальном ремонте. Инвесторы поймут, что дела настолько плохи, что МВФ вынужден бежать из России, несмотря на потерю собственного достоинства и благосклонную политику "Большой семерки" в отношении кредитования России. При таких обстоятельствах иностранный капитал вряд ли потечет в Россию рекой.

И наконец, последняя возможная замена деньгам МВФ - увеличение налоговых поступлений. Эти желательно в любом случае, причем налогообложению должна подвергнуться в первую очередь "теневая экономика" (которая, по различным оценкам, дает от 25 до 40% ВВП, но налогов практически не платит).

Но МВФ рассматривает поступления от налогов не как замену своим кредитам, а как необходимое дополнение к ним. Представители валютного фонда ясно дали понять это в ходе последних переговоров в Москве. Именно неудовлетворительная собираемость налогов стала главной причиной отсрочки последнего транша системного кредита.

Это событие выявило одну из самых важных особенностей кредитов МВФ: они небезусловны. Кредитное соглашение с МВФ предполагало, что экономическая политика российского руководства будет соответствовать определенным стандартам. Это ключевой момент, Дело не в том, что российские чиновники не понимают, какую экономическую политику следует проводить в сегодняшних условиях. Многие из них это прекрасно понимают. Ключевой потому что непопулярные экономические меры осуществлять гораздо легче, опираясь на деньги и авторитет МВФ. Цена налогового недосбора может оказаться значительно более высокой, если валютный фонд

прекратит предоставление кредитов, что неминуемо отразится па всех мировых рынках, где участвует Россия. Осознание этой зависимости очень помогло российским политикам сконцентрироваться в 1995 - начале 1996 г., в период стабилизации российской экономики. То же должно произойти и сейчас, когда МВФ продемонстрировал, что очередная выплата происходит не автоматически, но лишь при определенных условиях.

Развод России с МВФ уничтожил бы проверенное дисциплинирующее средство. А это было бы преждевременно.

 

o-kreditah1.ru