Российский Институт Стратегических Исследований. Кредиты китая


особенности и сравнение с другими :: BusinessMan.ru

Банковская система представляет собой совокупность разных национальных банков, а также кредитных организаций, которые действуют в рамках единой денежно-кредитной политики.

Формирование банковской системы Китая

Нынешняя банковская система Китая относительно молода. Ее формирование можно рабить на четыре этапа.

Первый этап - 1848-1911 гг. При правлении династии Цин в Китае существовали и "традиционная", и "современная" системы. Первая имела многовековую историю, однако была феодальной. Эти банки до 1900 года на основе древних обычаев обслуживали больше половины всех операций по торговле.

Современная система формировалась благодаря образованию филиальной сети заграничных банков. Они занимали основные позиции и диктовали условия в банковской сфере.

Второй этап - 1912-1948 гг. Он характеризовался укреплением роли национальных банков страны. Всего 164 банка, но центральный банк, "Банк коммуникаций" и "Крестьянский банк" контролировали политику на финансовом рынке.

Третий этап - 1949-1978 гг. Банковская система Китая стала крупнейшей в мире.

Четвертый этап - с 1979 года по сегодняшний день. Развитие банковской сферы протекает в рамках начатой в 1979 году экономической реформы.

Банковская система Китая

Деятельность банков регулируется государством. Структура банковской системы Китая включает два уровня. На первом находится центральный банк, далее — специализированные государственные и коммерческие банки.

Функции центрального регулятора исполняет Народный банк. Его капитал полностью финансируется государством.

НБК регулирует работу кредитно-денежных организаций. Он решает вопросы создания, прекращения их деятельности и утверждает список проводимых операций.

Коммерческие банки можно поделить на две группы: расположенные на материке и расположенные в Сянгане (более известном как Гонконг). В этом административном районе нет центрального банка. Капитал перемещается без ограничений. Банковская система Китая предусматривает учреждение коммерческого банка после рассмотрения данного вопроса НБК и принятия им конкретного решения. В пределах КНР банкам запрещено:

  • заниматься операциями с акциями;
  • инвестировать в недвижимость, которая не предназначена для своих нужд;
  • вкладывать денежные средства в небанковские организации и предприятия.

Банковская система Китая также включает кредитные кооперативы и городские кооперативные банки.

Банковская система основывалась исходя из задачи создания во главе пирамиды разных банков единого централизованного банка с сетью отделений, который способен сосредоточить и выпуск денег, и основную часть операций.

Особенности банковской системы Китая заключаются в том, что это один из самых динамичных компонентов экономики, а также то, что жесткий контроль над работой коммерческих банков осуществляется государством через НБК.

Иностранные банки

На территории Китая активную деятельность ведут иностранные банки и их отделения. С 1979 года иностранным организациям разрешено образовывать представительства в особых экономических зонах. Но они могли заниматься исключительно рыночными исследованиями, экономическим анализом, установлением контактов с китайскими властями.

Наибольшее число иностранных банков открывается в районах концентрации компаний с зарубежными инвестициями.

Политика центрального банка в отношении курса юаня

Для Народного банка вопрос о либерализации курса валюты остается ключевым. Президент банка отметил, что Китай будет проводить работу по стабильности юаня на рациональной основе.

Рассматривая урегулирование курса национальной валюты, следует принять во внимание следующие факторы: необходима стабильная макроэкономическая ситуация; нужна реформа, которая способна обеспечить равномерность курса валюты; следует учитывать взаимовлияние изменений курса юаня и глобальной экономики.

Роль Центрального банка в банковской системе

Основные задачи Центрального банка: либерализация процентной политики, установление свободных депозитных и кредитных процентных ставок, решение вопросов ценообразования. Ставки не являются индикатором дефицита свободных средств. Твердые процентные ставки по вкладам и устанавливаемые каждый год ставки по кредитам распространены на все банки.

На вклады идет около 40% доходов населения. Учитывая уровень развития КНР, это можно считать высоким показателем. Это объясняется, с одной стороны, известной бережливостью китайцев, с другой - подобное поведение населения вытекает из состояния экономики, необходимости иметь сбережения, желания получить образование.

С реализацией планов НБК по либерализации ставок эта «гора сбережений» может прийти в движение, вызвав изменение структуры вкладов.

Защита вкладов населения

Система защиты вкладов - часть общественной и финансовой системы безопасности страны. Все сбережения должны быть защищены от рисков с помощью отдельного органа. Защита депозитов снижает опасность рисков, способствует повышению доверия к банкам.

Из-за необходимости выполнять требования ВТО КНР предстоит многое сделать для ликвидации нехватки в квалифицированных работниках и создания качественной системы надзора.

В целях прозрачности центральный банк Китайской республики внедрил компьютерную систему с небольшими отчетными периодами. Эффективный надзор станет обеспечиваться путем ликвидации кредитных рисков, это позволит значительно снизить долю долговых обязательств.

Проблемы банков в КНР

С возрастанием проблем может повлиять на другие государства банковская система Китая. 2016 год мог стать моментом начала очередного мирового кризиса. До текущего момента стабильность поддерживалась в результате иностранного финансирования. Теперь ситуация изменилась, поэтому уязвимость банковской системы Китая увеличивается. Также с 2009 года зреет опасность роста теневого финансирования. Многие аналитики сравнивают текущее состояние банков с состоянием финансовой системы Японии в 1980-е гг.

Проблема заключается и в том, что кредитный пузырь неплатежеспособности накапливается. В условиях, когда в стране такая большая денежная масса, производственная база и огромные объемы экспорта и импорта, следует обеспечить некий уровень высоколиквидных резервов.

Говоря, чем характеризуется банковская система Китая, кратко можно отметить: структура банковской системы государства включает два уровня. На первом находится центральный банк, на втором — государственные и коммерческие банки. На территории государства активную деятельность ведут иностранные банки и их отделения. Особенностью китайской банковской системы является то, что это один из самых динамичных элементов в экономике, а также жесткий контроль государства над деятельностью банков.

businessman.ru

Кредиты уже не помогают экономике Китая — Рамблер/новости

Несмотря на рекордный уровень новых кредитов, созданных Народным банком Китая с начала года до октября 2017 г., экономический фон Китая в настоящее время свидетельствует о ряде проблем.

Кроме того, данные о кредитовании явно резко контрастируют с заявлениями правительственных органов о делеверидже Китая.

Сейчас в экономике Китая наблюдается следующее:
  • ежемесячное замедление роста нового строительства (коммерческие+ жилые+офисные здания) по сравнению с предыдущим годом,
  • ежемесячное замедление роста инвестиций в основные фонды по сравнению с прошлым годом,
  • ежемесячное замедление производства цемента по сравнению с прошлым годом,
  • ежемесячное замедление производства электроэнергии по сравнению с прошлым годом,
  • ежемесячное замедление роста денежной массы М2 по сравнению с прошлым годом,
  • ежемесячное замедление роста кредитования домохозяйств по сравнению с прошлым годом,
  • ежемесячное замедление роста инвестиций в частные основные фонды по сравнению с прошлым годом,
  • ежемесячное замедление роста цен на жилье по сравнению с прошлым годом.
И пока львиная доля экспертов продолжает рассказывать, что "президент Си Цзиньпин будет проводить еще большее стимулирование, если или когда что-то ухудшится", отдельные исследователи подчеркивают еще раз, что Китай проводил стимулирование рекордными темпами в 2017 г., однако это никак не отразилось на улучшении экономической активности.

Стимулирование долговых обязательств Китая стало целью в преддверии XIX партийного съезда в октябре 2017 г., подразумевая, что мы можем столкнуться с фазой долговой усталости.

В первые 10 месяцев 2016 г. дополнительные кредиты, выдаваемые в Китае на ежемесячной основе, были отрицательными трижды (т. е. в мае, июле и октябре) и в среднем составили $189 млрд на ежемесячной основе, однако за первые 10 месяцев 2017 г. объем дополнительного кредитования, выданного на ежемесячной основе, оставался положительным каждый месяц, за исключением октября, и составлял в среднем $429 млрд ежемесячно. В октябре 2017 г. в период XIX партийного съезда объем нового кредитования сократился на $11,9 млрд по сравнению с прошлым месяцем. Что это значит? В более широком смысле слова, когда вы выпускаете беспрецедентный объем кредитов, в какой-то момент в силу вступает закон убывающей предельной доходности: с 1 января 2009 г. кредит Китая вырос на 153,9 трлн юаней, а ВВП вырос на гораздо более скромные 48,5 трлн юаней, это означает, что за эти годы накоплено много "плохих" инвестиций.

Объем "плохих" кредитов в Китае на сумму $3,6 трлн, выданный в 2017 г. с начала года до октября, оказался больше, чем во всем остальном развитом мире. Проще говоря, в какой-то момент каждый дополнительный доллар в новом кредитовании приносил больше вреда, чем пользы.

Рассматривая вопрос о том, что Китай достиг предела при выпуске новых кредитов в 2017 г., воздействие этого процесса быстро снижается, и, похоже, что мы достигли точки невозврата, тогда как консенсус на данный момент, кажется, совершенно не обратил внимания на эту возможность. Недавняя распродажа на китайских фондовых рынках предполагает, что инвесторы в Китае еще могут получить выгоду.

Китай станет новым "черным лебедем"

Учитывая объем кредита за последние 12 месяцев, в III квартале 2017 г. в Китае в процентном соотношении к ВВП, который, как ожидается, будет на уровне 250%, объем новых кредитов, который Си пришлось бы выпустить в 2018 г., превысил бы $4 трлн, что может спровоцировать ряд понижений рейтингов, а также переоценку МВФ статуса "рыночной экономики" Китая.

Кроме того, учитывая все, чему мы стали свидетелями в этом году, то есть рост нового кредитования по сравнению с прошлым годом на 101,7% в октябре 2017 г., этот уровень кредита, который необходим для стимулирования роста в Китае, может оказаться недостижимым на данном этапе.

Здесь можно вспомнить ряд прогнозов экономистов, которые были сделаны в 2016 г. и указывали на то, что выпуск новых кредитов в Китае вырастет вдвое в 2017 г. по сравнению с прошлым годом, но именно это и произошло. И, как ожидалось, это должно было стать базой для роста всех экономических показателей.

Таким образом, всем, кто придерживается тезиса "Си просто будет увеличивать стимулирование", можно ответить, что степень стимулирования может оказаться настолько высокой на этом этапе, что президент Си Цзиньпин, возможно, не знает наверняка, какой объем новых долгов необходим, для того чтобы "все снова нормализовалось".

Если это окажется так, экономика Китая продолжит замедление, оказывая давление на цены на сырьевые товары и в конечном счете на акции сталелитейных и промышленных компаний.

Короче говоря, Китай может быть "черным лебедем", который обрушит ралли на фондовой рынке для многих игроков в промышленном пространстве.

Читайте также

news.rambler.ru

Кредиты как инструмент экономической стратегии Китая в Центральной Азии

Кредитная политика – один из ключевых инструментов экономической стратегии КНР в Центральной Азии. В общей сложности к началу 2016 г. Китай предоставил в виде займов государствам ЦА около 30 млрд дол.

Свою кредитную деятельность Пекин активизировал в середине 2000-х гг. Первые шаги по данному направлению были сделаны под лозунгом инвестиционного сотрудничества в рамках ШОС. В 2004 г. на Ташкентском саммите организации Китай взял обязательство выделить ее участникам кредиты на сумму 900 млн дол. В 2009 г. на саммите ШОС в Екатеринбурге Китай заявил о готовности предоставить странам объединения уже 10 млрд  дол.

Для управления средствами китайская сторона настаивала на создании специального механизма, в частности  формировании Банка ШОС. Однако эта инициатива не получила поддержки у России, которая уже имела альтернативу в виде учрежденного в 2006 г. Евразийского банка развития. В этой связи Пекин приступил к распределению ресурсов из кредитной линии для государств ШОС путем заключения с ними двусторонних соглашений.

Условия кредитования имели и имеют следующие общие особенности. Займы предоставляются под низкий процент (1,5-3%), на продолжительный срок (до 20 лет) и с учетом льготного периода, что делает их сверхпривлекательными для государств региона, доступ которых на западные финансовые рынки затруднен. Кредитная деятельность Китая имеет целевой характер и концентрируется на ограниченном спектре отраслей, как то: добыча и транспортировка нефти и газа, создание энергетических мощностей, строительство объектов инфраструктуры, горнодобывающая промышленность. Предпочтение отдается проектам, способствующим расширению рынка сбыта китайской продукции (например, по обустройству ориентированной на СУАР КНР транспортной инфраструктуры), а также тем, которые открывают доступ компаниям из Китая к среднеазиатским месторождениям углеводородов и металлов. Деньги осваиваются преимущественно китайскими подрядчиками, часто с привлечением своей рабочей силы и с использованием китайского оборудования. Основные платежи по двусторонним соглашениям проводятся через Народный банк Китая, Экспортно-импортный банк КНР (Эксимбанк) и Государственный банк развития КНР.

Самая высокая кредитная активность Китая наблюдается в Казахстане и Туркменистане, т.е. в странах с большими запасами минеральных ресурсов.

В феврале 2008 г. Госбанк развития Китая и Банк развития Казахстана подписали соглашение о выделении кредита в размере 100 млн дол. на финансирование инфраструктурных и энергетических проектов. К концу 2008 г. объем кредитных ресурсов был увеличен до 400 млн дол.  Самой масштабной стала открытая в 2010 г. кредитная линия на сумму 13 млрд дол. Ее первый транш в 5 млрд дол. был направлен на увеличение доли КНР и доли РК в секторе нефтедобычи Казахстана и пошел на финансирование сделки по поглощению компании Мангистаумунайгаз казахстанской госкорпорацией Казмунайгаз и китайской CNPC. Другой транш в 5 млрд дол. был получен правительством республики для борьбы с последствиями мирового финансового кризиса (3,5 млрд дол. из них пришлись на связанный кредит на закупку китайского оборудования и техники). Последняя часть кредита в размере 3 млрд дол. при посредничестве Казахстана была предоставлена металлургической компании Казахмыс на расширение добычи меди.  В 2015 г. Банком Развития КНР и Республикой Казахстан было достигнуто соглашение по открытию кредитной линии в 120 млн дол. для финансирования производства ветроэнергетических установок.

Туркменистан является еще одним крупным получателем китайских кредитных ресурсов в регионе. В 2007 г. Китай предоставил Туркмении 300 млн дол. на реконструкцию предприятия Марыазот и строительство стекольного комбината. Впоследствии КНР направил несколько крупных займов на обустройство группы газовых месторождений Галкыныш, сырье которых составляет основу экспортного потенциала республики. В этих целях Пекин согласовал с туркменской стороной выделение 4 млрд дол. в 2009 г., 4,1 млрд дол. в 2011 г. и нераскрытого кредита в 2013 г. Благодаря им Китай получил доступ к добыче газа на сухопутной территории Туркмении, предельно низкие закупочные цены и создал трубопроводную инфраструктуру для транспортировки среднеазиатского газа к своим западным границам.

Объемы китайских кредитов, предоставляемых остальным странам региона, гораздо скромнее. В Таджикистане и Киргизии они широко используются для реконструкции энергосетей и дорог. Так, полученные Таджикистаном в 2006 г. 600 млн дол были направлены на возведение линии электропередачи Север – Юг, строительство автомагистрали Душанбе – Худжанд – Чанак и на финансирование тоннеля Шар-Шар. В 2014 г. между Министерством финансов Таджикистана и Эксимбанком были подписаны кредитные соглашения о строительстве участка Вахдат – Яван железной дороги Душанбе – Курган-Тюбе, второй очереди ТЭЦ Душанбе-2 и модернизации Таджикской алюминиевой компании. Общая сумма кредитов превысила 490 млн дол.

В 2006 г. Пекин заявил о готовности предоставить Киргизии 1,2 млрд дол. на строительство киргизского участка железной дороги Узбекистан – Киргизия – Китай при условии получения доступа к месторождениям природных ресурсов, расположенным вдоль магистрали. Предложение вызвало негативную реакцию в киргизском обществе и было «заморожено». В 2013 г. Эксимбанк предоставил правительству Киргизии 386 млн дол. на модернизацию тепловой электроцентрали Бишкека и 400 млн дол. на финансирование первой фазы строительства автодороги Север – Юг. Кредит на вторую фазу в размере 297 млн дол. Киргизия получила в 2015 г.

Кредитное сотрудничество КНР и Узбекистана характеризуется настойчивым стремлением Ташкента ориентировать китайский капитал на финансирование реального сектора. В 2011 г. доступ к кредитным линиям Китая на общую сумму 1,5 млрд дол. получили несколько госбанков Узбекистана. Эти средства они используют для кредитования узбекских предприятий при условии закупки последними китайского оборудования. В 2014 г. Государственный банк Китая предоставил Узбекистану заём в 100 млн дол. на строительство двух дожимных компрессорных станций в рамках обустройства газовых месторождений Алан и Шуртан. В 2015 г. Эксимбанк выделил правительству РУ 300 млн дол. на возведение химического комплекса по выпуску поливинилхлорида на базе ОАО Навоиазот.

В целом активная кредитная политика Китая в ЦА привела к быстрому росту долговых обязательств стран региона перед восточным соседом. Если раньше главными займодателями для них были международные финансовые институты, то теперь в числе ведущих кредиторов уверенно закрепился Китай и планомерно продолжает усиливать свои позиции. В 2015 г. доля КНР во внешнем государственном долге Таджикистана достигла 43% (0,9 млрд дол.), Киргизии – 35% (1,2 млрд), Казахстана – 8,5% (13,3 млрд). Кредиты государствам региона остаются основной финансовой политики КНР в ЦА. На этом фоне в ЦА растет и политический вес Поднебесной.

Положительным результатом китайских вложений является развитие отраслей и инфраструктуры ряда периферийных районов ЦА, удаленных от основных центров экономической жизни региона.

В ближайшие годы можно прогнозировать, что китайская кредитная политика в Центральной Азии не только продолжится, но и будет расширена. В ноябре 2014 г. председатель КНР Си Цзиньпин заявил о том, что Пекин дополнительно вложит 40 млрд дол. в специальный фонд, созданный для возрождения проходящего через ЦА экономического пояса Шелкового пути. Не исключено, что часть этих средств пойдет и на кредитование новых проектов в регионе.

Кроме того, Китай, очевидно, будет постепенно отступать от практики двусторонних кредитных соглашений в пользу большего использования вновь создаваемых им многосторонних финансовых институтов. В 2016 г. ожидается выделение первых кредитов Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, учрежденного по инициативе КНР. Тем самым будет реализовано давнее намерение Пекина, притворить которое не удалось в рамках ШОС.

Наконец, можно предположить, что кредитные механизмы будут чаще использоваться китайской стороной в целях расширения сферы юаня в ЦА. Отдельные шаги в этом направлении уже предпринимаются. К ним можно отнести подписанное в 2015 г. Нацбанком Таджикистана и Народным банком Китая соглашение о взаимном обмене валют по фиксированным курсам, которое предусматривает также поэтапное выделение 500 млн дол. таджикской стороне на поддержку курса сомони.

riss.ru

КИТАЙ ЗАКАБАЛЯЕТ РОССИЮ ПО ПОПУСТИТЕЛЬСТВУ ПУТИНА.

ЗАКАБАЛЕНИЕ РОССИИ КИТАЕМ ПРОИСХОДИТ ПУТЕМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТОВ В ДОЛЛАРЕ.

http://maxpark.com/community/5481/content/3354750  

 

Китайские банковские кредиты и импорт природных ресурсов котируемых в долларе дают России некоторую отсрочку по долгам.
Благодаря подешевению нефти и газа Китай может покупать природные ресурсы России за все меньшие деньги. Да и спрос уменьшился до самой низкой отметки с 1992 года.
А объём российского импорта природных ресурсов в Китай увеличивается.
Одновременно с этим звучат обещания Пекина относительно крупных инфраструктурных проектов и длительных соглашений. Таким же образом несколько китайских банков, включая Экспортно-импортный банк Китая, Банк Харбина, Китайская корпорация по страхованию экспорта и кредитов и Китайский инвестиционный холдинг согласились предоставить российским банкам кредиты на сумму в 13,8 миллиардов долларов.
Китай даже согласился принять на себя основные расходы по реализации  $242-миллиардного проекта строительства высокоскоростной железной дороги, которая соединит Пекин и Москву. Тем самым все больше закабаляя Россию и получая остатки собственности России. 
«Вместе мы бережно взращивали древо российско-китайских отношений», сказал Си Цзиньпин во время встречи с Путиным, состоявшейся в рамках саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в ноябре прошлого года.«Сейчас пришло время пожинать плоды и собирать урожай».
Китай подписал с Россией два газовых контракта, которые (по расчётам Nomura Holdings) составят 17 процентов всего газа, который Поднебесная будет потреблять к 2020 году.
Однако, несмотря на такой значительный вклад в развитие торговых отношений, на банковские кредиты и двусторонние отношения в целом, "помощи" Китая для поддержки российской экономики недостаточно.
В настоящее время доля "помощи" Китая несравнима с долей "поддержки" Евросоюза, объёмы кредитов из которого составляют около 75 процентов всех внешних кредитов "Российскую" экономику. Кредиты Китая составляет меньше 10 процентов от 265 миллиардов долларов финансовых обязательств, которые "российским" компаниям предстоит выплатить.
Более того, даже если Китай сможет предоставить России существенную кредиты в период кризиса, он не сможет обеспечить её потребности в области энерготехнологии. Россия поставляет в Китай почти треть своих газовых резервов, которые, по оценкам специалистов, примерно в десять раз крупнее, чем во всей остальной Европе. Однако Россия зависит от западных технологий для их добычи. А эти технологии важны для "российской" экономики еле держащейся на плаву.
Китай обладает гигантскими долларовыми резервами, но не может похвастаться передовыми технологиями, необходимыми для разработки богатых газом месторождений Арктики и Восточной Сибири.
До сегодняшнего дня Китай сделал ряд небольших жестов через свои правительственные  учреждения и государственные предприятия. Значительные кредиты ещё будут даны. В декабре прошлого года премьер-министр КНР Ли Кэцян посетил столицу Казахстана Астану и пообещал продолжить оказание давать кредиты, а это все больше закабаляет Россию. 
«Чтобы помочь затормозить процесс экономического спада, Китай готов предоставить  кредиты в поддержку и развивать сотрудничество», сказал он в ходе визита.
Спустя пять дней последовал неуверенный отклик России:
«Россия не ведёт переговоров с Китаем относительно финансовой помощи», сказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Однако возможно заключение дополнительных газовых контрактов с Китаем. «Это было бы очень выгодно для России», заметил Путин в прошлом году.
Мнимая политическая поддержка России со стороны Китая (особенно относительно украинского кризиса) остаётся довольно осторожной. Позиция Китая тщательно выверяется, поскольку страна не может позволить себе разрыва отношений с Западом. Скорее Китай предпочтёт заполнить разрыв, образовавшийся между Россией и Западом.
Китай может предложить России либо прямые кредиты, либо опосредованные кредиты через Шанхайскую организацию сотрудничества, образованную в 2001 году Россией, Китаем и несколькими другими бывшими советскими государствами. Скорее всего кредиты будут предоставлена посредством Нового банка развития БРИКС.
Велика вероятность того, что Китай будет избегать прямых инвестиций. В конечном счёте, Китай выиграл бы  от восстановления отношений между Россией и США, но пока он предпочтёт опосредованные способы кредитования России, поскольку не может позволить себе вражды с Западом. 

==============================

Таким образом закабаление России со стороны Китая усиливается.

Отдельные анклавы Сибири практически заселяются китайцами.

Такие территории уже имеют внутреннее законодательство, вплоть до полиции,  органов разведки и банковских структур..

Причем территории постоянно расширяются тем самым вытесняя русскоязычное население.

ХОЗЯЕВАМИ СИБИРИ МОГУТ СТАТЬ КИТАЙЦЫ.

.

maxpark.com

Банки КНР угрожают мировой экономике :: Экономика

Бурный рост кредитования в Поднебесной вызывает тревогу экспертов. Попытки предотвратить спад потребления за счет денежных вливаний в убыточные проекты может вызвать цепную реакцию на всех рынках

Китай находится на пороге полномасштабного банковского кризиса. Об этом свидетельствует чрезмерный объем непогашенной задолженности по кредитам.

Фото: ZUMA/ ТАСС 

По данным базельского Банка международных расчетов (BIS), отношение выданных в Поднебесной кредитов к ВВП КНР достигло в первом квартале текущего года рекордных 30,1%. Притом что показатель выше 10% указывает на то, что кризис может произойти в любой момент в течение ближайших трех лет.

Объем непогашенной задолженности по кредитам в КНР составляет $28 трлн и продолжает расти быстрыми темпами. Примерно такие суммы вращаются в банковских системах США и Японии вместе взятых.

Общий объем кредитования в Китае составлял на конец 2015 г. 255% ВВП, увеличившись за восемь лет на 107 процентных пунктов. Только корпоративные кредиты составляют 171% ВВП КНР. Это чрезвычайно высокий уровень для страны с развивающейся экономикой.

Справедливости ради стоит сказать, что тревожный индикатор BIS у Китая находится выше отметки в 10% с середины 2009 года. Однако его резкий рост в первом квартале на фоне увеличивающегося одновременно объема плохих кредитов не может не внушать опасений. Тем более что кризис во второй крупнейшей экономике мира чреват катастрофическими последствиями для многих стран, включая Россию.

Согласно данным Национального банка Китая, рост кредитования в августе ускорился до 948,7 млрд юаней. При этом аналитики ожидали показатель на уровне всего 750 млрд юаней, рассказала корреспонденту "Утра" аналитик ГК TeleTrade Анастасия Игнатенко. "Ранее Международный валютный фонд уже заявлял, что Китаю требуется замедлить неустойчивый рост кредитования и прекратить финансирование неэффективных фирм. Кредиторы должны более тщательно проверять своих заемщиков", - напомнила она.

Она проводит аналогию с событиями 2007-2008 гг. в США, когда ипотечный кризис в стране перерос в финансовый. "Этот негативный опыт свидетельствует о том, что, когда рушится экономика крупной страны, кризис может легко распространиться на другие страны. Все мы звенья одной цепи. Поэтому чем раньше китайские власти поймут, что их страна - экономическая бомба замедленного действия, и чем раньше начнут устранять нарастающий долг, тем больше шансов, что падения в бездну удастся избежать", - считает Игнатенко.

Она добавила, что для России финансовый кризис в Китае сейчас крайне нежелателен. "Отечественная экономика и без того уязвима. Сохраняется санкционный режим, бюджет испытывает дефицит, а средства Резервного фонда могут вскоре закончиться. В такой ситуации не хотелось бы получить финансовую подножку от нашего близкого соседа", - пояснила она.

Возможность краха китайской банковской системы остается на крайне высоком уровне, подтвердил региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас. По его словам, основная часть проблемных кредитов Китая приходится на недвижимость и инфраструктуру, денежные вливания в эти отрасли способствовали росту экономики страны. "Главными заемщиками выступают государственные предприятия и муниципальные власти. А поскольку и банки в КНР принадлежат государству, они уже неоднократно спасали проблемные предприятия, списывая безнадежные долги. Все это может привести к ощутимому экономическому кризису, который способен привести к закрытию производств, потере рабочих мест и длительной стагнации в экономике страны", - уверен он.

Проблемы в Китае определенно вызовут сложности в развивающихся странах, что замедлит рост глобальной экономики, после чего кризис может перейти и в развитые страны, добавил Салас.

Увлечение кредитованием в Поднебесной - процесс, во многом инициированный государством для предотвращения спада потребления и охлаждения экономики, согласен гендиректор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. "Но действует Китай в данный момент на свой страх и риск, поскольку для страны это принципиально новый механизм стимулирования роста ВВП. И вероятность возникновения крупномасштабного банковского кризиса в таких условиях действительно высока", - отметил он.

При этом 30%-й разрыв в темпах роста кредитования к ВВП -  далеко не единственная проблема Китая, подчеркнул Шустов. Так, по оценкам Goldman Sachs, только по итогам первого полугодия 2016 г. поток кредитов китайской экономике составил 35% от ВВП, причем чрезмерное увлечение кредитованием населения и компаний ведет не только росту долгового бремени, но и формированию портфелей необеспеченных займов и просрочки. "Чем это чревато, в России прекрасно знают, - с аналогичной, но несопоставимой по масштабам в сравнении с Китаем проблемой мы столкнулись в прошлом году", - напомнил он.

Кроме того, расчеты Goldman Sachs, по его словам, говорят о том, что в течение ближайших трех лет соотношение долга к ВВП КНР превысит 400%. "И хотя эти расчеты, конечно, крайне приблизительны, однако до 2019 г. мы действительно сможем стать свидетелями масштабного банковского кризиса в Китае", - сообщил гендиректор "Мани Фанни".

Китайский банковский сектор действительно трудно оценивать по формальным показателям, рассказал корреспонденту "Утра" доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Сергей Хестанов. "Во-первых, есть вопросы к официальной статистике. А во-вторых, в КНР сильно развит так называемый теневой финансовый сектор, в частности власти провинций активно кредитуют бизнес", - уточнил он.

Однако пока Китай занимает первое место по объему международных резервов, составляющих около $4 трлн, опасаться за банки этой страны, по его мнению, не стоит. "Китайская экономика характеризуется высокой степенью управляемости. И в случае возникновения проблем в банковском секторе финансовые учреждения просто получат кредит от правительства, на сумму которого их плохие долги будут заморожены на сколь угодно долгий срок", - уверен Хестанов.

Таким образом, на его взгляд, бояться за банковский рынок Китая совершенно не стоит. Впрочем, как и рассчитывать на кредиты российским предприятиям из Поднебесной. "Китайские банки не слишком охотно кредитуют наши проекты, в основном только под гарантии правительства РФ. И рассчитывать на то, что финансовые рынки Юго-Восточной Азии станут для нас источником дешевых денег взамен закрытых санкциями западных, не приходится вне зависимости от состояния банковской системы Китая и других стран региона", - отметил он. 

Руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский также не рассматривает вероятность глобального кризиса в китайском банковском секторе как реальную угрозу. "Власти КНР наверняка держат ситуацию под контролем и уже имеют планы по превентивным мерам, направленным на сдерживание роста кредитования", - успокоил он.

За счет хорошей демографической ситуации, роста урбанизации и инвестиций в человеческий капитал предпринятые шаги по переориентации экономики Китая на внутренний спрос и ослабление юаня должны позволить относительно безболезненно пройти переходный период, полагает вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер. "На данный момент - это базовый сценарий МВФ и инвестиционных банков. В этом году Пекину за счет мер "тонкой настройки" удалось успокоить скептиков, ожидающих жесткой посадки китайской экономики, однако возобновления подобных разговоров можно ждать в будущем", - уточнил он.

utro.ru

Китайская кредитная система

Дальше поговорим о такой замечательной стране, как Китай. Тоже азиатская страна, по населению раз в десять превосходящая Японию, по территории тоже. Кредитная система ¾ заповедник госбанка. В 1924 военными был создан Центральный банк Китая, который осуществлял все банковские функции, как регулирующие, так и коммерческие (расчеты, кредитование, финансирование, в общем, все вместе).

Затем в 1949 году Китай встал на путь строительства коммунизма, случилась маоитская революция, и китайский ЦБ вместе совсем Правительством, под контролем которого он и был переехал в Тай бей на Тайвань, где находится и поныне. В Пекине основали Народный банк Китая (НБК) по той же самой модели, он унаследовал все банковские функции и в течение 5-6 лет монопольно осуществлял весь банковский бизнес в стране от имени и по поручению Коммунистической партии Китая. В 54-55 гг. начали создавать специализированные банки по модели советских, модель крупных специализированных банков, в частности, сначала был создан Национальный строительный банк Китая, сельскохозяйственный банк Китая и просто банк Китая (для внешнего мира). Позже появились китайский торговый банк и Промышленный банк Китая. Но самое интересное состоит в том, что эта система окологосударственного банкинга, где есть ЦБ и его специализированные подразделения с многофилиальной сетью по всей стране и с практически полным ее охватом банковскими услугами, эта система без существенных потерь и изменений функционирует до сих пор, обслуживая 8-9% рост ВВП в год уже в течение десятилетия и все рыночные реформы, которые в Китае проводятся, вопреки, правда, рекомендациям МВФ. Как мы знаем, где-то с 69 по 78 гг. ¾ мрачный период в жизни Китая (большой скачок, культурная революция ¾ кто помнит историю, это было время репрессий). В кредитной системе происходила централизация специализированных банков, которые уже формально стали подразделениями национального банка Китая (также, как в СССР были отделы управления госбанка). В конце 70-х некоторые опять отделились, но в целом система сохраняется до сих пор.

Интересен еще один момент ¾ реформы в банковском секторе начались в 1979 году, тогда, когда в СССР еще об этом и не помышляли. Начались они созданием китайской международной трастово-инвестиционной корпорации – государственного предприятия для привлечения иностранных инвестиций в экономику Китая. С этого момента стала проводиться политика привлечения иностранных инвестиций в Китай, правда, под жестким контролем компартии и государственного совета. Эта политика с набольшими изменениями продолжается до сих пор. И демонстрирует достаточно высокую эффективность.

Первые иностранные банки в Китай допустили в 1996 году, первые банки были в основном японские, при этом им запрещалось проводить операции краткосрочного кредитования, считалось, что с этим могут справиться свои банки. До сих пор или запрещается, или действуют какие-то серьезные ограничения для работы на рынке ценных бумаг. Поэтому первыми инобанками были японские, нацеленные на долгосрочную перспективу, не стремящиеся к мах прибыли. На втором месте были французские, затем гонконгские, и затем американские по объёму вложения иностранного капитала в китайскую банковскую систему. Сейчас существует 25 иностранных банков и примерно более 500 совместных, доля в которых иностранного капитала сравнительно небольшая.

Контроль остается за компартией. С 80-х стали создаваться акционерные, частные и получастные банки с участием кооперативов и т.д. Кроме того, с 1984 года Народный банк Китая стал работать именно как ЦБ, перестал заниматься коммерческими операциями. Сейчас более 70% капитала китайской банковской системы составляют государственные банки и более 92% активов составляют тоже активы госбанка.

Как мы помним, есть 3 признака огосударствления банковской системы:

¾ доля государства в капитале банковского сектора;

¾ доля в общем объеме активов;

¾ процент служащих государственных банков по отношению к количеству служащих всей банковской системы.

Можно сказать об огромном количестве мелких кредитных кооперативов, всего их более 50000 в Китае, они есть, поощряются. С 70-х компартия все-таки разрешила коммерческую инициативу на очень низком, предпринимательском уровне.

Клиентами иностранных банков могут быть только иностранные предприятия, для них эти банки могут проводить операции с их ценными бумагами, но не соваться на местный рынок ценных бумаг. Правда совместным предприятиям уже разрешили обслуживаться, может и дальше дело пойдет. Вообще, серьезной конкуренции китайским монстрам не наблюдается, ее не могут осуществить, хотя есть интересные тенденции. Было Постановление Пленума ЦК, по которому каждый монстр должен был отпочковать от себя по одному банку развития, и каждый это сделал. Но деятельность их сейчас оценивается по-разному, Японский банк развития оказывает им методологическую помощь в реформировании. (Доля просроченной задолженности в ЯБР составляет 0,3%, в среднем по Японии 4% просроченной задолженности. В ЯБР работать престижно, как и в любом государственном банке, хотя зарплата на 20% ниже, чем в частных. За все время работы ЯБР был всего один случай злоупотребления банковской информации (выявленный)).

Категория: Новости. Дата публикации: 23 Февраль, 2010.

www.nejo.ru

Риск банковского кризиса в Китае достиг рекордного уровня :: Экономика :: РБК

Китай может столкнуться с кризисом большого объема кредитов, выданных банками корпоративному сектору. Об этом говорится в новом квартальном отчете Банка международных расчетов (БМР)

Фото: Reuters/Pixstream

В Китае показатель так называемого кредитного разрыва, который считается БМР одним из наиболее надежных индикаторов будущих банковских кризисов, достиг рекордных показателей. «Кредитный разрыв» представляет собой разницу между отношением кредита к ВВП и средним показателем этого соотношения за прошлые периоды. В случае если этот показатель превышает 10%, то, по оценке БМР, банковская система страны может столкнуться с кризисом в любой момент в течение ближайших трех лет. По данным последнего квартального доклада БМР, показатель «кредитного разрыва» в Китае составляет 30,1%.

По этому показателю Китай лидирует с большим отрывом: в частности, у Канады, данные по которой также отражены в докладе, превышение нормы в соотношении кредитов и ВВП гораздо ниже — 12%.

Банк отмечает, что в двух третях случаев, когда «кредитный разрыв» составлял более 10%, в течение трех лет банковские системы сталкивались с проблемами.

Показатель «кредитного разрыва» в Китае впервые превысил «опасные» 10% еще в 2009 году, однако кризисные явления пока не коснулись банковского сектора КНР. Как отмечает Financial Times, менее вероятным кризис делает тот факт, что объем кредитов, которые китайские банки выдают в иностранной валюте, остается достаточно низким.

По данным БМР на конец первого квартала 2016 года, объем кредитной задолженности в Китае составил 255% ВВП страны ($27,2 трлн). При этом в процентном отношении этот показатель в Китае ниже, чем в Японии (394%), Великобритании (271%) и в среднем по еврозоне (271%). Однако беспокойство экономистов вызывают темпы, которыми растет в Китае данный показатель: еще в 2008 году он составлял 147%. На опасность растущего кредитного долга китайского корпоративного сектора указывал в июньском докладе МВФ заместитель главы фонда Дэвид Липтон. «Несмотря на то что корпоративный долг Китая пока управляем, этот показатель велик и продолжает расти. Решение данной проблемы обязательно для избежания серьезных проблем в будущем», — отмечал он. Goldman Sachs в своем докладе, посвященном данной проблеме, указывал, что «любая крупная страна, в которой быстрыми темпами растет объем выданных кредитов, сталкивается с финансовым кризисом или длительным замедлением роста ВВП».

По подсчетам МВФ, около $1,3 трлн кредитов китайские банки выдали компаниям, не располагающим необходимым потоком денежных средств. Общий объем задолженности китайского корпоративного сектора перед банками составляет 171% ВВП.

Опасность растущей закредитованности корпоративного сектора осознают и китайские власти: еще в конце 2015 года премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на совещании заявил о необходимости покончить с «компаниями-зомби» (то есть прекратить поддерживать компании, которые хронически терпят убытки).

На опасность роста китайского долга указывали многие авторитетные эксперты и инвесторы, в том числе миллиардер Джордж Сорос, по словам которого бóльшая часть выдаваемых в Китае кредитов тратится на поддержку убыточных предприятий и покрытие плохих долгов, в то время как сама модель роста экономики за счет избыточного кредитования напоминает то, что происходило в США в 2007–2008 годах накануне финансового кризиса.

Как отмечает Bloomberg, власти Китая, по-видимому, нашли способ, чтобы поставить под контроль кредитную экспансию, при этом не ставя под удар рост реальной экономики. В последнее время можно увидеть тенденцию к смещению фокуса кредитования с корпоративного сектора на домохозяйства. В августе 2016 года объем выданных китайскими банками кредитов домохозяйствам вырос на 21% по сравнению с годом ранее. Объем кредитов корпоративному сектору вырос при этом лишь на 10%, пишет Bloomberg.

«Кредитные разрывы»

БМР проанализировал «кредитные разрывы» в 42 странах и еврозоне. Помимо Китая в «опасной» зоне оказалась лишь Канада (12%). Высокие показатели «кредитных разрывов» у Турции (9,6%), Мексики (8,8%) и Швейцарии (7,2%). В России этот показатель, по оценкам БМР, невелик — 3,7%.

www.rbc.ru


Смотрите также