Штрафы и пени по кредитам: платить или нет переселенцам. Кредит переселенцам


Ипотека для переселенцев по госпрограмме

Многие граждане вынуждены покидать свои дома и переезжать на постоянное жительство в другую страну. С 2006 года в России действует программа по поддержке таких граждан.

Это касается наших соотечественников, которые по тем или иным причинам оказались в другой стране.

Действующая программа

Программа по поддержке переселения наших соотечественников из других стран была запущена в России в 2006 году.

Эта программа позволяет нашим бывшим гражданам получить российское гражданство по упрощённой схеме.

Эта программа разрабатывалась для того чтобы улучшить экономический климат регионов и прекратить отток населения из нашей страны. Речь идёт только о добровольном переселении.

За первые годы действия программы она доказала свою эффективность. Благодаря государственной поддержке со стороны России, бывшие граждане СССР смогли устроиться в стране в кратчайшие сроки.

На этом основании программа была переведена в бессрочный режим в 2012 году.

Однако поток мигрантов не прекращался, и программа постоянно подвергалась некоторым изменениям.

Самые важные изменения касаются процесса получения гражданства нашей страны. Они были внесены в программу в 2014 году.

Согласно этим изменениям, на первое место вышло получение РВП – регистрации временного пребывания, а не свидетельства переселенца, как это было ранее.

Проживание переселенцев возможно только в 43 субъекта нашей страны. Это необходимо для того чтобы не допустить концентрацию мигрантов только в экономически крупных городах и областях. Например, в Москве и области.

Только в этих 43 регионах можно получить гражданство России на льготных условиях.

В федеральных городах, таких как Москва и Санкт – Петербург, а также их области, переселенцы получают гражданство на общих условиях.

Кто является участником

Для того чтобы разобраться, кто может стать участником программы по поддержке добровольных переселенцев, необходимо выяснить, кто является «бывшим соотечественником».

Главным критерием определения «соотечественника» является факт рождения в СССР, в России, в Российской республике, в РФ или РСФСР (в разное время место рождения записывали по-разному).

Кроме того, желающий участвовать в программе должен быть:

 Совершеннолетним выходцем из вышеперечисленных государств
 Совершеннолетним близким родственником выходца из вышеуказанных стран
 Гражданином России но проживающим на территории другого государства
 Трудоспособным и иметь образование или квалификацию, которая позволит переселенцу занять вакантную должность, которая представлена в регионе
 Владеть русским языком что поможет ему быстрее адаптироваться в России

Близкими родственниками бывшего российского соотечественника являются его:

  • родители;
  • супруги;
  • дети, в том числе усыновлённые или находящееся под опекой;
  • бабушки и дедушки;
  • братья и сёстры, а также их супруги. Речь идёт только о родных;
  • племянники.

Отражение в законе

Получение переселенцами гражданства России в упрощённом порядке возможно на основании ч. 7 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве РФ» N 62-ФЗ от 31.05.2002 года.

Эта норма получила название «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Также в России действует Указ Президента России от 22. 06. 2006 года № 637.

Ипотека для переселенцев в Россию

Люди, переезжая в нашу страну по программе добровольного переселения, продают своё имущество в той стране, в которой они жили.

В Россию они приезжают «с голыми руками». Естественно, наша страна взяла на себя обязанность по оказанию помощи переселенцам при приобретении жилья.

Различные банки предлагают различные программы льготного кредитования для лиц, имеющих статус переселенцев.

Ипотечные программы начали работать с 2006 года, тогда же, когда и вступила в действие программа.

Упрощённая система по получению гражданства РФ даёт переселенцам право воспользоваться льготной программой кредитования.

Но есть один существенный недостаток – Москва и Санкт-Петербург не попадают в список «льготных» городов, поэтому купить здесь квартиру по льготной ипотеке не получится.

Стать участниками программы по льготному кредитованию могут только те, кто отвечает вышеперечисленным требованиям, для признания гражданина нашим соотечественником.

Помощь в ипотечном кредитовании оказывается только в 43 регионах нашей страны.

Например, военные переселенцы или переселенцы – учителя, могут получить льготу даже до 100% от суммы кредита.

Обязательные условия

Но будущий заёмщик должен отвечать следующим обязательным условиям:

  1. Не иметь судимости.
  2. Соответствовать статусу переселенца.
  3. Переехать жить в один 43 регионов РФ, которые участвуют в программе переселения.

Как таковой программы ипотечного кредитования для переселенцев в РФ нет, но если наш бывший соотечественник является льготной категорией для нашей страны (например, он военный или врач), то он может рассчитывать на льготы.

Но, банки не выдают кредит на покупку жилья просто так, так как стоимость жилья в нашей стране довольно велика, даже для регионов.

Поэтому самым важным критерием является обеспечение кредита, то есть потенциальный заёмщик должен быть трудоустроен или иметь свою недвижимость России.

Обязательным условием выдачи кредита для переселенцев является наличие залога.

Это может быть как уже имеющаяся недвижимость в России, так и покупаемое жильё.

К другим обязательным условиям выдачи ипотечного кредита относится:

 Сумма кредита она зависит от многих условий – от метража покупаемого жилья, от его классности, от региона покупки и прочего
 Наличие или отсутствие первоначального взноса это очень важное условие. От него зависит процент по ипотеке, срок выдачи и прочие условия. Переселенцы могут воспользоваться материнским капиталом в качестве первоначального взноса. им оказывается такая мера господдержки при рождении ребёнка
 Срок, на который выдаётся кредит и проценты по ипотеке

Как правило, сумма первоначального взноса составляет около 20 – 40% от стоимости покупаемого жилья.

Таким образом, банк перестраховывается от недобросовестных заёмщиков.

Процентная ставка по ипотеке также достаточно велика даже при наличии льгот.

Она держится уже несколько лет на уровне 13-18% годовых. От этого зависит окончательная сумма, которую заёмщик выплатит банку.

Получить подробную информацию о процентных ставках и об условиях залога по ипотечному кредиту для переселенцев можно в любом банке региона, куда переезжают наши соотечественники.

Льготные требования

Льготные условия кредитования для переселенцев актуальны только в тех случаях, если они соответствуют некоторым критериям, выдвигаемым для всех граждан нашей страны.

Каждый россиянин имеет право воспользоваться государственной поддержкой при оформлении ипотеки, если есть следующие льготы:

 Молодая семья – оба родителя ещё не достигли 35-летнего возраста выдают ипотеку при таких условиях только банки, имеющие долю государственных средств в своём капитале. Это Сбербанк и ВТБ24. В регионах есть и другие банки с господдержкой, но узнавать нужно на месте
 Многодетные семьи – это семьи, имеющие 3-ёх и более детей в возрасте до 18 лет в России есть такое понятие, как «семья, приравненная к многодетной». Это такие семьи, в которых один ребёнок уже достиг совершеннолетия, но при этом обучается в ВУЗе на дневном отделении. Семья будет иметь такой статус, пока этому ребёнку не исполнится 23 года. Все льготы многодетных для таких семей сохраняются, включая льготы на получение ипотечного кредита
 Другие льготные категории граждан например, учителя или врачи, или граждане, которые проживают в ветхом и аварийном жилье

Требования банков

Но банки предъявляют свои требования к будущим ипотечным заёмщикам.

Так как специальной программы по выдаче ипотеки для переселенцев до сих пор не разработано, то требования к будущим заёмщикам стандартны.

Это:

 Наличие гражданства нашей страны
 Возраст активной трудовой деятельности начальная планка, как правило, 21 год. Реже – 18 лет. Верхняя планка ограничена пенсионным возрастом заёмщика – 55 и 60 лет соответственно для женского и мужского пола
 Занятость на последнем месте работы не менее полугода реже банк требует подтверждения 3-ёхмесячной непрерывной занятости. Ещё реже – 1 год
 Постоянный и стабильный доход заёмщика

Переселенцы могут воспользоваться условиями социальной ипотеки, но для этого необходимо дополнительно быть:

 Признанными в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилье
 Льготниками например, многодетной семьёй

Но при вступлении в социальную ипотеку можно купить только жильё эконом-класса и площадью, не превышающей произведение нормы предоставления жилья в регионе на количество человек в одной семьи.

Например, норма 18 кв. м на 1 человека, а семья состоит из 6 человек. По социальной ипотеке они могут купить квартиру не более 108 кв. м.

Порядок получения

Для того чтобы купить квартиру в ипотеку переселенцу, он сначала должен получить гражданство нашей страны.

Гражданство оформляется по упрощённой схеме. Предполагается, что бывший наш соотечественник может получить гражданство нашей страны всего за 4 месяца.

Но для этого он должен стать участником программы. Когда паспорт гражданина РФ будет на руках, необходимо выбрать банк.

Для этого можно изучить сайты в интернете или обратиться за помощью к знакомым.

Когда будущие заёмщики сделают свой выбор, они должны прийти в банк и написать заявление на получение ипотечного кредита.

Заявление нужно заполнить правильно и грамотно, указав все необходимые сведения.

Каждый банк разработал свою анкету, но в ней, как правило, содержаться следующие сведения о заёмщике:

 Данные о будущем заёмщике и ИНН, паспортные данные
 Если есть загранпаспорт то нужно поставить отметку в соответствующем поле
 Если происходила смена ФИО нужно указать дату смены и основание, а также реквизиты документа, который это подтверждает
 Контактную информацию о заемщике адрес, по которому он постоянно зарегистрирован
 Период, в течение которого заёмщик имеет регистрацию в России если адрес проживания отличается от адреса регистрации, то необходимо и его указать
 Семейное положение заёмщика данные членов семьи и родственные связи с заёмщиком
 Сведения о месте работы и о доходах заёмщика
 Сведения об имуществе которым владеет заёмщик на праве собственности
 Примерные сведения о сумме денежных средств в ипотеку и другие сведения
 Дата подписания заявления подпись с расшифровкой заявителя

Заполняется анкета печатными буквами. Если будут какие-либо исправления, то они заверяются подписью заявителя.

К заявление необходимо приложить документы. Точный список зависит от банковского учреждения. Но одним важных документов является справка о доходах.

Образец справки о доходах

Справка о доходах предоставляется по форме 2-НДФЛ. Это стандартная форма.

Но иногда банк просит заполнить справку по разработанной в этом учреждении форме.

Заключение договора

Банк достаточно быстро рассматривает заявление на ипотеку – около 2-ух недель.

После этого заёмщика оповестят о принятом решении. Если оно будет отрицательным, то банк может объяснить причины, а может и нет.

Если же решение положительное, то заёмщик приглашается в банк для заключения договора. Здесь есть несколько «подводных камней».

Сторонами договора являются заёмщик и банк. Предмет договора – покупаемая квартира.

Необходимо указать адрес залога, а также его стоимость. Срок действия договора – это срок, в течение которого заёмщик обязуется вернуть банку сумму кредита с процентами.

Лучше обратиться к юристу, чтобы он подробно проконсультировал по предварительному договору.

На что стоит обратить пристальное внимание:

 Права банка здесь стоит обратить внимание на то, не указано ли такое право банка, как изменение в одностороннем порядке процентной ставки, срока выплат и прочего
 Обязанности заемщика банк, кроме ежемесячной оплаты кредита, может установить для заёмщика следующие обязанности: 
  • ежегодное предоставление справки о доходах;
  • ежемесячное предоставление платёжного документа;
  • предъявление предмета залога для осмотра независимыми оценщиками;
  • получение разрешения для перепланировки залога и прочее
 Страховка есть обязательное страхование рисков по ипотеке, а есть добровольное
 График внесения платежей он обязательно должен быть оформлен в письменном виде, и являться приложением к основному договору. Объяснения на словах не являются документом
 «Мелкий шрифт» здесь могут скрываться дополнительные комиссии и сборы. На это нужно обратить пристальное внимание
 Условия, при наличии которых договор может быть расторгнут здесь главное не допустить расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе банка при соблюдении всех условий заемщиком
 Штрафные санкции за просрочку платежа и обстоятельства форс-мажор

Страхование

Как правило, банк требует заключения договора страхования жизни и здоровья, а также рисков потери трудоспособности заёмщика при заключении договора ипотеки.

Это необходимо для того чтобы страховая компания могла погасить кредит банку, если наступит страховой случай.

В 2017 году не разработано специальной программы для выдачи льготных кредитов для переселенцев на покупку ими жилья в нашей стране.

Поэтому пока ипотеку выдают на общих условиях.

domdomoff.ru

Переселенцы и просроченные кредиты. Советы юриста. Новости

Многие переселенцы столкнулись с проблемой просроченных банковских кредитов. Люди не отказываются платить, просто нет такой возможности. Как можно решить эту проблему пояснил юрист сумской приемной Украинского Хельсинского союза Владимир Виноградов.

– Очевидно, что люди, которые из-за конфликта изменили свое место жительства, прежде всего, думают о том, как устроиться и выжить. Именно поэтому вопрос погашения кредитов отходят на второй план. Сколько переселенцев имеют такие проблемы по вашим оценкам, и о какой общей сумме средств идет речь?

– Эта проблема касается очень большого числа переселенцев. С началом вооруженного конфликта на Донбассе возникла такая ситуация, когда [в 2014 году] на неподконтрольной украинской власти территории (НКТ) было прекращено финансирование, в том числе бюджетных учреждений, потом прекратили работу соответствующие банковские учреждения. А люди на НКТ имели кредитные банковские карты (такие карты выдавал почти каждый банк) и многие в связи с нехваткой денег были вынуждены снять деньги, в том числе, по кредитным картам. Большинство этих карт и условий кредитных соглашений предусматривали так называемые «сложные проценты», то есть начисление процентной ставки на остаток. Это означает, что обязательства этих лиц растут, как снежный ком – если не будет уплаты по этим кредитам, сумма может превратиться в очень значительные средства.

В тех ситуациях, которые я наблюдал, в целом речь шла о 10-15 тысяч гривен, в зависимости от установленного по карте кредитного лимита.

– То есть они брали не кредит, а просто снимали кредитный лимит с банковских карт...

– Очень много учреждений выплачивали заработную плату на карточные счета, а при оформлении этих карточных счетов лицам предлагались кредитные карты. В то время [до 2014 года] в государстве была определенная экономическая стабильность, поэтому эти карты выдавали почти каждому человеку.

– А много людей вообще, имеющих такие проблемы?

– Из тех людей, которые обращаются в нашу приемную, – около 20-30% общего количества сталкиваются с проблемой просроченных кредитов.

– Это означает, что если переехало примерно 2 миллиона, то 20% из них или даже примерно каждый пятый переселенец имеет такие проблемы по Вашим наблюдениям. Банки-кредиторы в этом невиновны, заемщики тоже. Кто же должен решать проблему?

– Проблему должно обратить внимание государство, поскольку оно имеет прямое отношение к этой проблеме. И граждане, и банки полагались на защиту своих законных прав и интересов.

– Государство – это мы, то есть мы должны заплатить эти деньги из своих карманов.

– Нет. Надо определить правовой механизм, который позволял бы некоторое время не взимать эти средства с лиц. Сейчас существует законодательно установленная норма, согласно которой переселенцы освобождаются от уплаты штрафов и пени за просроченные кредитные обязательства, но они не освобождены от уплаты процентов и от погашения основной части долга.

– А какие тут вообще могут быть выходы? Вот к вам в приемную обращаются переселенцы с такими вопросами, что вы им советуете?

– Если исходить из той ситуации нынешнего законодательства, то если есть задолженность по кредиту, и нет возможности лицу выполнить это обязательство, то есть рекомендации относительно работы банков с заемщиками, которые имеют задолженность по потребительским кредитам и попали в трудное финансовое положение. Они одобрены постановлением Правления Национального банка № 461 от 06.08.2009. По этим рекомендациям банки должны предоставлять заемщикам полную, доступную информацию о размере этого кредита, а также должны провести определенные мероприятия, которые будут направлены на то, чтобы эту задолженность реструктуризировать. Можно этот путь использовать для решения.

Во-первых, нужно обратиться в банк, выяснить, какая задолженность существует на это время, с чего эта задолженность состоит, которая задолженность по процентам, по основному обязательству, по штрафам, по пени. Если банк заявит, что лицо должно уплатить штрафы или пеню, то эти требования не могут быть удовлетворены, поскольку действует мораторий. Потому после этого возможно решение вопроса о реструктуризации кредитного обязательства.

– К вам приходят люди, которые вот именно говорят: «Нас заставляют платить пеню, проценты»?

– Да, буквально 2 часа назад на наш номер звонил человек. Речь шла о ПриватБанке.

– То есть государственный банк уже нарушает Закон заставляя платить пеню, хотя в законе прописано, что переселенцы не должны платить пеню. И что тогда ему делать?

– В этом случае, я подчеркиваю, надо установить – есть ли в справке, которую переселенец получит [от банка], расчеты начисленным штрафу и пени...

– А если уже все установили, есть пеня, и штраф, и бумага, и печать, и подпись, и претензия банка уже столь категорична. Что мы делаем?

– Банк, как правило, обращается в суд. Но для этого банк должен обращаться по месту жительства лица и составлять исковое заявление. Когда это исковое заявление будет уже у человека, тогда уже возможно инициирование в судебном заседании финансово-экономической экспертизы, которая позволит посмотреть с другой стороны, с экспертной стороны на сумму задолженности, а также на правомерность начисления процентов по кредиту и в целом условий кредитного договора.

По заключению этой экспертизы суд уже и будет принимать соответствующее решение. По этой экспертизе в рамках процесса можно ставить вопросы, можно подать письменное ходатайство и уже по конкретной ситуации решается данный вопрос.

Но даже если суд решит дело в пользу истца (т.е. примет решение о взыскании средств с переселенца), то даже в этой ситуации есть выход из этого. Есть определенные нормы, в частности, ст. 373 Гражданско-процессуального кодекса, которая предусматривает решение в судебном порядке вопроса о рассрочке или отсрочке, изменении исполнения и способа решения суда. Т. е. можно настаивать во время судебного заседания, чтобы суд применил эту рассрочку. Или уже после решения по делу снова обращаться в суд, суд на основании этой нормы должен рассмотреть заявление и принять соответствующее решение. То есть переселенцы почти все переселенцы находятся в трудном материальном положении, есть основания для соответствующего обоснования, чтобы суд решил этот вопрос.

В нашей практике была такая ситуация, при которой кредитные обязательства (то есть последний платеж, который должен был быть выполнен по кредиту) были сделаны весной 2014 года. То есть, фактически, весной 2017 года уже истекает трехлетний срок исковой давности по данному вопросу. Поэтому будет затруднено взыскание этих средств, поскольку, если банк не инициирует процедуру судебного рассмотрения до истечения трехлетнего срока, то будут возникать сложности при обращении в суд.

Но здесь нужно вспомнить о теме списания налогового долга в случае, если будет произведено списание кредитного долга и будет закрыт кредитный договор. Даже после того, как пройдет срок исковой давности, и банк уже в судебном порядке не сможет взыскать эти средства. Надо помнить о нормах налогового законодательства. Если лицу производится списание кредитного долга, то, по нормам Налогового кодекса Украины эта сумма подлежит налогообложению. Поскольку, в этом случае, полученное списание считается налоговым благом лица. И поэтому переселенцы, в отношении которых это произошло, должны самостоятельно уплатить налог на доходы физических лиц. То есть, подать годовую декларацию, также уплатить судебный сбор.

– Если переселенец уверен в своей правоте, и неправомерно применены эти проценты, и пеня, и все остальное, он может пойти в апелляцию и обжаловать это решение суда первой инстанции в вышестоящих судах. И затем будет кассационное рассмотрение. То есть не так быстро это дело?

– Я полностью с этим согласен. Достаточно много механизмов, в том числе, для затягивания судебного процесса ...

– Но это же дорого, кто вообще будет ходить как адвокат на все эти суды, откуда бедный переселенец возьмет деньги на адвокатов? Он может обратиться к вам, например, в общественную приемную?

– Человек может обратиться в любую общественную приемную Украинского хельсинского союза, где ему будет предоставлена соответствующая консультация или человек будет обеспечен соответствующим материалом и адвокатом. В отдельных делах общественная приемная предоставляет первичную правовую консультацию, и в серьезных случаях дело направляется в Киев, уже в Центр стратегических дел, и там решается вопрос – предоставить этому человеку адвоката или нет. В Сумах наша приемная находится на улице Белинского, 2, офис 4, тел. (095)354-98-88.

По материалам: Громадське радіо, адаптация РПД «Донецкие новости»

dnews.dn.ua

У бойцов АТО и переселенцев появилась возможность покупать квартиры за полцены . Депутаты придумали, как обеспечить квадратными метрами военных и переселенцев: им обещают дешевую ипотеку и половину стоимости купленной квартиры. "Вести" выяснили, реально ли это | Украина

Депутаты приняли закон, по которому участники АТО, а также вынужденные переселенцы смогут покупать квартиры за полцены. Вторую половину им компенсирует государство. Второй вариант — брать ипотечный кредит под льготные проценты, всего 7% годовых. Впрочем, эксперты сомневаются, что эта программа заработает, а вот желающих получить льготное жилье станет гораздо больше.

Заработают госбанки

Согласно новому закону, каждый из льготников может рассчитывать на 21 кв. м плюс 10,5 кв. м на семью. Т. е. компенсацию будут платить из этого расчета. Если же в семье два переселенца, то они могут претендовать на 42 кв. м плюс 10,5 кв. м. Более точный механизм — кому и как будут предоставляться льготы — должен разработать Кабмин и только после этого закон может заработать.

В Киеве перестали платить за аренду квартир

Как рассказал «Вестям» советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ, вряд ли коммерческие банки согласятся выдавать ипотечные кредиты под 7% годовых.

«У большинства из них годовые ставки неподъемные — до 25%. А в Украине по закону нельзя обязать коммерческие банки выдавать кредиты под фиксированный процент. Поэтому не исключено, что коммерческие банки будут искать любые пути для отказа в кредите. Другое дело, государственные банки, они могут быть заинтересованы в этом. Вместо того чтобы кредитовать государственных монополистов на миллиарды гривен и давать кредиты, которые не возвращаются, будут давать ипотеки людям хотя бы под 7%», — пояснил Кущ.

Правда, где в бюджете найти такие деньги? «Подобная программа была и ранее, только льготная кредитная ставка составляла 3%, или же государство компенсировало 30% от потраченной на квартиру суммы. Но на эти программы выделялось всего 100–120 млн грн в год, это мизер, так что и эта программа работать не будет. Кроме того, непонятно, как будут решать: кто больше нуждается в жилье и в каких домах эти квартиры будут выделять», — говорит экономический эксперт Александр Охрименко.

Риелторы также сомневаются, что этот закон будет работать. «С кредитами ситуация катастрофическая — подобные программы запускали несколько раз, но государство почти не компенсирует разницу в процентах. Например, люди брали по программе 3%, а фактически платили 25%. Компенсировать разницу должно государство, но денег у него нет. Программа «30 на 70» раньше еще кое-как работала, но новая программа «50 на 50» — это колоссальные деньги и государство вряд ли сможет это себе позволить. Участников АТО и переселенцев у нас много, а теперь ими будут становиться еще и чаще», — говорит «Вестям» аналитик консалтинговой компании SV Development Сергей Костецкий.

Не тянут даже аренду

По словам главы «Общества ветеранов АТО» Кирилла Сергеева, принятие этого законопроекта поддерживали большинство ветеранских организаций, поскольку ситуация с жильем у ветеранов АТО сейчас очень сложная. Однако и он всей проблемы не решает. «Инвалидам первой группы как-то жилье выдают, понемногу, но плохо, движется дело по вдовам. Но наибольшей проблемой являются инвалиды 2–3 групп и обычные участники боевых действий. Из работающих схем обеспечения их жильем осталась только одна — обмен права на землю на квартиру. А чтобы отдавались новые квартиры в уже построенном доме, то таких случаев не так много», — говорит Сергеев.

Высокая "коммуналка" удешевила жилье в Киеве

По его словам, многие ветераны живут на арендованных квартирах, но поскольку за время войны люди теряют навыки и не могут устроиться на постоянную работу, немало случаев, когда бойцы не тянут арендных платежей и вынуждены выселяться. «Даже с принятым законом большинство не сможет получить ипотеку из-за отсутствия стабильного дохода, и не имея денег для оплаты аренды, навряд ли смогут найти 50% стоимости квартиры», — уточнил Сергеев.

Стать переселенцем за 500 грн

Но есть опасность, что из-за нового закона в стране резко увеличится количество псевдоатошников и липовых переселенцев. Например, украинцам предлагают стать участником АТО всего за 10–25 грн - именно по такой цене можно купить бланк в интернете. Справку переселенца также предлагают подделать, например, в Харькове нам пообещали сделать ее за 500 грн и всего за пару часов.

 В связи с участившимися случаями использования эксклюзивных материалов газеты "Вести" и сайта vesti-ukr.com без ссылок на первоисточник, напоминаем нашим читателям о законе об авторском праве и санкциях, предусмотренных за его несоблюдение. Мы приветствуем использование наших материалов, но только с гиперссылкой на Вести. В противном случае оставляем за собой право обращаться в суд.

vesti-ukr.com

Штрафы и пени по кредитам: платить или нет переселенцам

В последнее время участились случаи обращения переселенцев и жителей зоны АТО с жалобами на банки, когда из долга в совершенно символическую сумму он увеличивается в десятки раз и превращается в тысячи, десятки тысяч. При этом должники не против оплачивать сам долг и законные проценты, но против уплаты сумасшедшей пени и штрафов.

Об нюансах в законности требований банка в отношении переселенцев и жителей зоны АТО рассказали в адвокатском бюро Елены Прядко.

«Например, в 2014 году вы воспользовались кредитными деньгами, сделав покупку в магазине, сняв с банкомата, и т. п. Потом начались события на Донбассе, из-за которых вы не смогли своевременно вернуть долг, поскольку и банки закрылись в зоне АТО, и зарплату перестали платить, или предприятие закрылось и вы остались без работы. По истечении продолжительного периода сюрприз — смс-сообщение, что вы уже должны огромную сумму и если не заплатите, то настигнет кара небесная, долг еще вырастет и т. п.», — приводится пример.

Для принятия решения, платить или не платить все, о чем просит банк, необходимо разобраться в следующем:

1. Наличие договора

В адвокатском бюро сообщают, что банки оставили свои первичные документы, подтверждающие как подписание каких-либо договоров, так и получение средств (если это было получение кредита) на неподконтрольных территориях. Попросите в банке предоставить вам договор и доказательства получения денег. Это поможет адвокату оценить перспективы в суде.

2. Когда возник долг

Этот вопрос имеет принципиальное значение, поскольку банк может предъявить требования об уплате долга в течение исковой давности, которая составляет 3 года с момента, когда своевременно не был внесен платеж. Если исковая давность прошла, банк не сможет взыскать денежные средства. Помните, исковая давность прерывается, если был произведен хоть один платеж.

Например, долг возник в августе 2014 года. Банк может обратиться в суд не позже августа 2017 года. Однако, если была заплачена хоть одна гривна в этот период, например, в мае 2017 года, исковая давность начинает течь заново, и закончится уже в мае 2020 года. Поэтому важно понимать, когда был произведен последний платеж в уплату долга.

«Что делают банки? Они знают, что уже пропустили исковую давность и перспектив в суде (при грамотном поведении заемщика) у них нет. Тогда начинаются угрозы, шантаж, звонки, письма, сообщения. Многие верят тому, что им рассказывают, ищут деньги, занимают, отдают вместе со всеми штрафами и пенями. Поэтому, если вы знаете, что исковая давность прошла, смело можете не уплачивать долг ни в какой сумме. Помните, уплата хоть какой-то суммы означает признание долга. Банку же порекомендуйте обратиться в суд», — отмечается в сообщении.

3. Срок действия банковской карточки

Так, часто конечный срок возврата соответствует сроку действия карты. Это поможет рассчитать исковую давность.

4. Структуру долга

Так, банковские работники называют одну сумму, которая может включать те платежи по телу кредита, проценты, штрафы, пени, комиссии. Нужно запросить детализованную выписку из банка с момента получения денежных средств до момента обращения в банк. Так вы увидите, сколько же из этой суммы вы действительно обязаны заплатить.

Потому что согласно ст. 2 Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» на время проведения антитеррористической операции запрещается начисления пени и/или штрафов на основную сумму задолженности по обязательствам по кредитным договорам и договорам займа с 14 апреля 2014 года гражданам Украины, которые зарегистрированы и постоянно проживают или переселились в период с 14 апреля 2014 года по населенным пунктам, определенных в утвержденном Кабинетом министров Украины перечне, где проводилась антитеррористическая операция.

«Это значит, что с вас невозможно даже через суд взыскать ничего больше, кроме тела кредита и процентов, в чем легко убедиться, почитав судебную практику», — сообщают в адвокатском бюро.

Если исковая давность не прошла, необходимо подготовить заявление в банк в 2-х экземплярах, в котором просите банк отменить пеню и/или штрафы, ссылаясь на нормы вышеуказанного Закона, а также на Распоряжение КМУ № 1275-р от 02.12.2015 года «Об утверждении перечня населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, и признании утратившими силу некоторых распоряжений Кабинета министров Украины» (если вы проживаете на территории населенных пунктов, указанных в этом постановлении).

Подаете заявление официально в банк, не забыв позаботиться о том, чтобы у вас остались доказательства получения банком этого заявления.

«Нормальные банки уменьшают сумму задолженности на пеню и/или штрафы. Тогда, при наличии возможности, погашаете задолженность, при отсутствии — просите о реструктуризации долга. Но это уже право, а не обязанность банка», — отмечают в адвокатском бюро.

Важные моменты: Об истечении исковой давности нужно обязательно заявить в суде, иначе суд не будет обязан ее применять, После закрытия кредита, обязательно получите справку об отсутствии задолженности и храните ее

donpress.com

сколько переселенцев могут рассчитывать на государство. Статьи

Количество официально зарегистрированных переселенцев в Украине в последнее время немного уменьшилось, но все же составляет внушительные без малого 1,5 млн человек. Сколько из них еще вернутся на неконтролируемую территорию, а сколько уже не вернутся, точно не может сказать никто. И мнения по этому поводу существенно различаются.

Сколько их

«Около 60% переселенцев не собираются возвращаться обратно, даже если ныне неконтролируемые Украиной территории Донбасса освободят. Даже если это 50%, это уже более 700 тыс. украинских граждан, которые нужно эффективно интегрировать в украинские громады», – заявил несколько дней назад глава «Всеукраинской ассоциации переселенцев» Руслан Калинин.

«Сейчас уже 90% тех людей, которые оказались в состоянии вынужденных переселенцев, не проявляют желания вернуться на свое предыдущее место проживания, даже после освобождения этих территорий. Это ставит перед государством, в первую очередь, в том числе и перед принимающими громадами, новые вызовы», – не согласился с ним в количественной оценке заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.

Таким образом, количество ВПЛ, которые решили не возвращаться на места своего предыдущего проживания вне зависимости от дальнейшего развития событий колеблется от 700 тыс. до 1,35 млн человек. В любом случае это – достаточно много.

В надежде, что будет работать

Главной проблемой тех людей, кто решил не возвращаться, является жилье. Новое жилье на новом месте пребывания. Это ни для кого не секрет.

«Мы знаем, что самой болезненной проблемой для переселенцев является жилье. В проекте на следующий год есть две программы – кредитная, на 36 млн грн, которую реализует Минрегионстрой через Фонд молодежного жилья и вторая – наше министерство впервые за 3 года добилось выделения государственной субвенции в размере 15 млн грн для Донецкой и Луганской областей на реализацию проектов, в том числе, предоставление временного жилья переселенцам, наибольшее количество которых проживает именно в этих регионах. Кроме этого, наше министерство ведет переговоры с немецким банком KfW о предоставлении средств для кредитов на жилье для ВПЛ», – оптимистично заявил около месяца назад министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш.

С тех пор произошли некоторые изменения. Для начала, по некоторым данным, в Госбюджете на следующий 2018 год заложено уже не 36 млн, а 1 млрд грн на государственную программу кредитования «Доступное жилье». Как известно, программа допускает участие в ней среди прочих и ВПЛ. Но будут ли в итоге выделены эти деньги – пока большой вопрос. Как известно, Госбюджет-2018 принят в первом чтении лишь 14 ноября, а второе чтение ожидается только 7 декабря.

«Программа "Доступное жилье" это так называемая программа "50 на 50". По закону, половину будет выплачивать государство, половину будут кредитовать. Мы надеемся, что она заработает, потому что достаточно большое количество людей, которые выехали и на нашей территории сегодня находятся, им, даже чисто по-человечески, будет легче, когда они не будут платить за то жилье, которое снимают, а будут оплачивать кредит. Возможно, оно то на то и выйдет, но это свое жилье», – сказал несколько дней назад Юрий Грымчак.

Это недоступное доступное

И хотя пресс-служба Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству уже сообщила, что с 28 ноября начат прием заявлений для участия в программе «Доступное жилье», говорить, что программа начала работать – все же рановато. О реальном движении можно будет говорить лишь тогда, когда появится реальное финансирование. Впрочем, государственное финансирование – не единственный, хотя и весомый камень преткновения.

«Так называемое льготное кредитование, которое предлагают переселенцам для приобретения жилья, даже не все руководители могут себе позволить. Я неоднократно говорил, что та программа, которая реализовывается в "Ощадбанке" и носит достаточно громкое название "Льготное кредитование под 25% годовых", лично у меня не вызывает никаких положительных эмоций. Даже я, имея работу, не являясь переселенцем, я бы не смог такой кредит себе позволить», – в сердцах заявил две недели назад Георгий Тука.

Немцы сказали: «пас»

Предполагалось, что по-настоящему льготное кредитование для переселенцев вот-вот наконец-то может начать немецкий государственный банк Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW). Банк по сути уже почти год изучает ситуацию в Украине. А два месяца назад во время встречи с представителями международных организаций представители KfW еще раз подтвердили намерение правительства Германии оказать Украине помощь в строительстве социального жилья для внутренних переселенцев.

Ожидали, что этот банк уже со дня на день даст 20 млн евро помощи (грант) для переселенцев и 52 млрд евро для кредитов. Все эти деньги должны были пойти именно на решение проблемы обеспечения жильем переселенцев.   

Однако, в середине ноября выяснилось, что банк KfW неожиданно перенес старт своего проекта.  Пока – на март будущего года. «Немецкие банкиры сами не являются менеджерами проектов. Они потратили три месяца на поиски компании, которая будет в Украине выполнять функции этого менеджера. И так и не нашли. Поэтому старт этого проекта перенесен на март. Я очень надеюсь, что в марте следующего года наши граждане, которые являются переселенцами, все же смогут начать, по крайней мере, начать частично решать свои проблемы», – заявил по этому поводу Георгий Тука.

Кстати, он же сообщил о судьбе и другого ранее анонсированного начинания.

«Примерно месяц назад мы провели субвенции аж на целых 15 млн грн для строительства жилья для переселенцев в Мариуполе и Первомайске, прошли все согласования, провели все конкурсы, дали на рассмотрение Минфину перечень объектов. Один из чиновников этого самого министерства по телефону сообщил моим подчиненным на каком основании он написал негативное заключение: "А зачем им выделять деньги на жилье, если они за три года уже решили все свои проблемы?"», – рассказал заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц.

Иностранная помощь на жилье ВПЛ не пойдет

Не удивительно, что в такой ситуации критика правительства со стороны общественных организаций все более ужесточается.

«За эти 4 года люди, которые бросили свой дом, чтобы остаться в родной стране, так и не видят решения своих проблем. Мы знаем опыт Грузии, когда в течение полугода была решена проблема постоянного жилья. Да – масштабы меньше, но и финансирование там меньше. Мы не говорим прямо сейчас расселить все 2 миллиона, но прошло 4 года и ни одна семья не расселена», – заявила несколько дней назад глава Правления организации «Активная гражданская позиция» и сокоординатор Платформы защиты прав пострадавших от вооруженного конфликта в Украине Наталья Омельченко.

По ее мнению, обеспечение ВПЛ жильем только за счет кредитов – не решение проблемы. Потому, что декларация того, что у переселенцев есть приоритетное право на обеспечение жильем, лишь слова. Необходимо направить на решение этого вопроса иностранную помощь, которая сейчас уходит непонятно куда.

«Мы предложили внести в приоритет финансово-технической помощи, предоставляемой Украине международными организациями и зарубежными странами, вопрос обеспечения ВПЛ жильем. Из опыта других стран, в частности той же Грузии, известно, что это единственная проблема, которая была обозначена как первоочередная и решена в течение первых 6 месяцев. Вся международная помощь была направлена именно на реализацию ликвидации проблемы с жильем для переселенцев в Грузии… Но наши предложения были отклонены», – сообщила Наталья Омельченко.

Капля в море

Не испытывают особых иллюзий эксперты и в отношении государственного финансирования программы «Доступное жилье». Даже если оно состоится в полном объеме. Причина проста.

Согласно лишь официальной статистике, в стране не менее 550 тыс. семей ВПЛ. Даже если взять минимальную цифру остающихся на новом месте в 50%, то их 275 тыс. семей. Сюда нужно добавить 300 тыс. участников АТО и их семьи. Какой процент из этого огромного количества семей сможет получить государственное финансирование в рамках программы «Доступное жилье», если «гордый» 1 млрд грн все же будет выделен на эти цели в Госбюджете-2018? И не окажутся ли эти счастливчики в финансовой ловушке, когда, по уже сложившейся в Украине традиции, государство в середине процесса остановит финансирование жилищной программы? Как это уже не раз бывало…

Михаил Попов, РПД «Донецкие новости»

Читайте также:

dnews.dn.ua

Переселенцы и просроченные кредиты: что нужно знать

Многие переселенцы столкнулись с проблемой просроченных банковских кредитов. Люди не отказываются платить, просто нет такой возможности. Как можно решить эту проблему пояснил юрист сумской приемной Украинского Хельсинского союза Владимир Виноградов.

– Очевидно, что люди, которые из-за конфликта изменили свое место жительства, прежде всего, думают о том, как устроиться и выжить. Именно поэтому вопрос погашения кредитов отходят на второй план. Сколько переселенцев имеют такие проблемы по вашим оценкам, и о какой общей сумме средств идет речь?

– Эта проблема касается очень большого числа переселенцев. С началом вооруженного конфликта на Донбассе возникла такая ситуация, когда [в 2014 году] на неподконтрольной украинской власти территории (НКТ) было прекращено финансирование, в том числе бюджетных учреждений, потом прекратили работу соответствующие банковские учреждения. А люди на НКТ имели кредитные банковские карты (такие карты выдавал почти каждый банк) и многие в связи с нехваткой денег были вынуждены снять деньги, в том числе, по кредитным картам. Большинство этих карт и условий кредитных соглашений предусматривали так называемые «сложные проценты», то есть начисление процентной ставки на остаток. Это означает, что обязательства этих лиц растут, как снежный ком – если не будет уплаты по этим кредитам, сумма может превратиться в очень значительные средства.

В тех ситуациях, которые я наблюдал, в целом речь шла о 10-15 тысяч гривен, в зависимости от установленного по карте кредитного лимита.

– То есть они брали не кредит, а просто снимали кредитный лимит с банковских карт...

– Очень много учреждений выплачивали заработную плату на карточные счета, а при оформлении этих карточных счетов лицам предлагались кредитные карты. В то время [до 2014 года] в государстве была определенная экономическая стабильность, поэтому эти карты выдавали почти каждому человеку.

– А много людей вообще, имеющих такие проблемы?

– Из тех людей, которые обращаются в нашу приемную, – около 20-30% общего количества сталкиваются с проблемой просроченных кредитов.

– Это означает, что если переехало примерно 2 миллиона, то 20% из них или даже примерно каждый пятый переселенец имеет такие проблемы по вашим наблюдениям. Банки-кредиторы в этом невиновны, заемщики тоже. Кто же должен решать проблему?

– На проблему должно обратить внимание государство, поскольку оно имеет прямое отношение к этой проблеме. И граждане, и банки полагались на защиту своих законных прав и интересов.

– Государство – это мы, то есть мы должны заплатить эти деньги из своих карманов.

– Нет. Надо определить правовой механизм, который позволял бы некоторое время не взимать эти средства с лиц. Сейчас существует законодательно установленная норма, согласно которой переселенцы освобождаются от уплаты штрафов и пени за просроченные кредитные обязательства, но они не освобождены от уплаты процентов и от погашения основной части долга.

– А какие тут вообще могут быть выходы? Вот к вам в приемную обращаются переселенцы с такими вопросами, что вы им советуете?

– Если исходить из той ситуации нынешнего законодательства, то если есть задолженность по кредиту, и нет возможности лицу выполнить это обязательство, то есть рекомендации относительно работы банков с заемщиками, которые имеют задолженность по потребительским кредитам и попали в трудное финансовое положение. Они одобрены постановлением Правления Национального банка № 461 от 06.08.2009. По этим рекомендациям банки должны предоставлять заемщикам полную, доступную информацию о размере этого кредита, а также должны провести определенные мероприятия, которые будут направлены на то, чтобы эту задолженность реструктуризировать. Можно этот путь использовать для решения.

Во-первых, нужно обратиться в банк, выяснить, какая задолженность существует на это время, с чего эта задолженность состоит, какая задолженность по процентам, по основному обязательству, по штрафам, по пени. Если банк заявит, что лицо должно уплатить штрафы или пеню, то эти требования не могут быть удовлетворены, поскольку действует мораторий. Потому после этого возможно решение вопроса о реструктуризации кредитного обязательства.

– А если уже все установили, есть пеня, и штраф, и бумага, и печать, и подпись, и претензия банка уже столь категорична. Что мы делаем?

– Банк, как правило, обращается в суд. Но для этого банк должен обращаться по месту жительства лица и составлять исковое заявление. Когда это исковое заявление будет уже у человека, тогда уже возможно инициирование в судебном заседании финансово-экономической экспертизы, которая позволит посмотреть с другой стороны, с экспертной стороны на сумму задолженности, а также на правомерность начисления процентов по кредиту и в целом условий кредитного договора.

По заключению этой экспертизы суд уже и будет принимать соответствующее решение. По этой экспертизе в рамках процесса можно ставить вопросы, можно подать письменное ходатайство и уже по конкретной ситуации решается данный вопрос.

Но если суд решит дело в пользу истца (т.е. примет решение о взыскании средств с переселенца), то даже в этой ситуации есть выход. Есть определенные нормы, в частности, ст. 373 Гражданско-процессуального кодекса, которая предусматривает решение в судебном порядке вопроса о рассрочке или отсрочке, изменении исполнения и способа решения суда. Т. е. можно настаивать во время судебного заседания, чтобы суд применил эту рассрочку. Или уже после решения по делу снова обращаться в суд, суд на основании этой нормы должен рассмотреть заявление и принять соответствующее решение. То есть переселенцы почти все переселенцы находятся в трудном материальном положении, есть основания для соответствующего обоснования, чтобы суд решил этот вопрос.

В нашей практике была такая ситуация, при которой кредитные обязательства (то есть последний платеж, который должен был быть выполнен по кредиту) были сделаны весной 2014 года. То есть, фактически, весной 2017 года уже истекает трехлетний срок исковой давности по данному вопросу. Поэтому будет затруднено взыскание этих средств, поскольку, если банк не инициирует процедуру судебного рассмотрения до истечения трехлетнего срока, то будут возникать сложности при обращении в суд.

Но здесь нужно вспомнить о теме списания налогового долга в случае, если будет произведено списание кредитного долга и будет закрыт кредитный договор. Даже после того, как пройдет срок исковой давности, и банк уже в судебном порядке не сможет взыскать эти средства. Надо помнить о нормах налогового законодательства. Если лицу производится списание кредитного долга, то, по нормам Налогового кодекса Украины эта сумма подлежит налогообложению. Поскольку, в этом случае, полученное списание считается налоговым благом лица. И поэтому переселенцы, в отношении которых это произошло, должны самостоятельно уплатить налог на доходы физических лиц. То есть, подать годовую декларацию, также уплатить судебный сбор.

– Если переселенец уверен в своей правоте, и неправомерно применены эти проценты, и пеня, и все остальное, он может пойти в апелляцию и обжаловать это решение суда первой инстанции в вышестоящих судах. И затем будет кассационное рассмотрение. То есть не так быстро это дело?

– Я полностью с этим согласен. Достаточно много механизмов, в том числе, для затягивания судебного процесса ...

– Но это же дорого, кто вообще будет ходить как адвокат на все эти суды, откуда бедный переселенец возьмет деньги на адвокатов? Он может обратиться к вам, например, в общественную приемную?

– Человек может обратиться в любую общественную приемную Украинского хельсинского союза, где ему будет предоставлена соответствующая консультация или человек будет обеспечен соответствующим материалом и адвокатом. В отдельных делах общественная приемная предоставляет первичную правовую консультацию, и в серьезных случаях дело направляется в Киев, уже в Центр стратегических дел, и там решается вопрос – предоставить этому человеку адвоката или нет.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Сделай свой вклад в развитие социальной журналистики! Сбавьте социальное напряжение в обществе. Мы предлагаем вам сообщить информацию о событиях в Донбассе, которая рассказывает всю правду о жизни и войне на Луганщине. Все нужно рассказывать через истории жизни обычных людей. Моб. 063 409 98 64, [email protected]

tribun.com.ua

Переселенцы и просроченные кредиты: что важно знать

Многие переселенцы столкнулись с проблемой просроченных банковских кредитов. Люди не отказываются платить, просто нет такой возможности. Как можно решить эту проблему пояснил юрист сумской приемной Украинского Хельсинского союза Владимир Виноградов.

– Очевидно, что люди, которые из-за конфликта изменили свое место жительства, прежде всего, думают о том, как устроиться и выжить. Именно поэтому вопрос погашения кредитов отходят на второй план. Сколько переселенцев имеют такие проблемы по вашим оценкам, и о какой общей сумме средств идет речь?

– Эта проблема касается очень большого числа переселенцев. С началом вооруженного конфликта на Донбассе возникла такая ситуация, когда [в 2014 году] на неподконтрольной украинской власти территории (НКТ) было прекращено финансирование, в том числе бюджетных учреждений, потом прекратили работу соответствующие банковские учреждения. А люди на НКТ имели кредитные банковские карты (такие карты выдавал почти каждый банк) и многие в связи с нехваткой денег были вынуждены снять деньги, в том числе, по кредитным картам. Большинство этих карт и условий кредитных соглашений предусматривали так называемые «сложные проценты», то есть начисление процентной ставки на остаток. Это означает, что обязательства этих лиц растут, как снежный ком – если не будет уплаты по этим кредитам, сумма может превратиться в очень значительные средства.

В тех ситуациях, которые я наблюдал, в целом речь шла о 10-15 тысяч гривен, в зависимости от установленного по карте кредитного лимита.

– То есть они брали не кредит, а просто снимали кредитный лимит с банковских карт...

– Очень много учреждений выплачивали заработную плату на карточные счета, а при оформлении этих карточных счетов лицам предлагались кредитные карты. В то время [до 2014 года] в государстве была определенная экономическая стабильность, поэтому эти карты выдавали почти каждому человеку.

– А много людей вообще, имеющих такие проблемы?

– Из тех людей, которые обращаются в нашу приемную, – около 20-30% общего количества сталкиваются с проблемой просроченных кредитов.

– Это означает, что если переехало примерно 2 миллиона, то 20% из них или даже примерно каждый пятый переселенец имеет такие проблемы по вашим наблюдениям. Банки-кредиторы в этом невиновны, заемщики тоже. Кто же должен решать проблему?

– На проблему должно обратить внимание государство, поскольку оно имеет прямое отношение к этой проблеме. И граждане, и банки полагались на защиту своих законных прав и интересов.

– Государство – это мы, то есть мы должны заплатить эти деньги из своих карманов.

– Нет. Надо определить правовой механизм, который позволял бы некоторое время не взимать эти средства с лиц. Сейчас существует законодательно установленная норма, согласно которой переселенцы освобождаются от уплаты штрафов и пени за просроченные кредитные обязательства, но они не освобождены от уплаты процентов и от погашения основной части долга.

– А какие тут вообще могут быть выходы? Вот к вам в приемную обращаются переселенцы с такими вопросами, что вы им советуете?

– Если исходить из той ситуации нынешнего законодательства, то если есть задолженность по кредиту, и нет возможности лицу выполнить это обязательство, то есть рекомендации относительно работы банков с заемщиками, которые имеют задолженность по потребительским кредитам и попали в трудное финансовое положение. Они одобрены постановлением Правления Национального банка № 461 от 06.08.2009. По этим рекомендациям банки должны предоставлять заемщикам полную, доступную информацию о размере этого кредита, а также должны провести определенные мероприятия, которые будут направлены на то, чтобы эту задолженность реструктуризировать. Можно этот путь использовать для решения.

Во-первых, нужно обратиться в банк, выяснить, какая задолженность существует на это время, с чего эта задолженность состоит, какая задолженность по процентам, по основному обязательству, по штрафам, по пени. Если банк заявит, что лицо должно уплатить штрафы или пеню, то эти требования не могут быть удовлетворены, поскольку действует мораторий. Потому после этого возможно решение вопроса о реструктуризации кредитного обязательства.

– А если уже все установили, есть пеня, и штраф, и бумага, и печать, и подпись, и претензия банка уже столь категорична. Что мы делаем?

– Банк, как правило, обращается в суд. Но для этого банк должен обращаться по месту жительства лица и составлять исковое заявление. Когда это исковое заявление будет уже у человека, тогда уже возможно инициирование в судебном заседании финансово-экономической экспертизы, которая позволит посмотреть с другой стороны, с экспертной стороны на сумму задолженности, а также на правомерность начисления процентов по кредиту и в целом условий кредитного договора.

По заключению этой экспертизы суд уже и будет принимать соответствующее решение. По этой экспертизе в рамках процесса можно ставить вопросы, можно подать письменное ходатайство и уже по конкретной ситуации решается данный вопрос.

Но если суд решит дело в пользу истца (т.е. примет решение о взыскании средств с переселенца), то даже в этой ситуации есть выход. Есть определенные нормы, в частности, ст. 373 Гражданско-процессуального кодекса, которая предусматривает решение в судебном порядке вопроса о рассрочке или отсрочке, изменении исполнения и способа решения суда. Т. е. можно настаивать во время судебного заседания, чтобы суд применил эту рассрочку. Или уже после решения по делу снова обращаться в суд, суд на основании этой нормы должен рассмотреть заявление и принять соответствующее решение. То есть переселенцы почти все переселенцы находятся в трудном материальном положении, есть основания для соответствующего обоснования, чтобы суд решил этот вопрос.

В нашей практике была такая ситуация, при которой кредитные обязательства (то есть последний платеж, который должен был быть выполнен по кредиту) были сделаны весной 2014 года. То есть, фактически, весной 2017 года уже истекает трехлетний срок исковой давности по данному вопросу. Поэтому будет затруднено взыскание этих средств, поскольку, если банк не инициирует процедуру судебного рассмотрения до истечения трехлетнего срока, то будут возникать сложности при обращении в суд.

Но здесь нужно вспомнить о теме списания налогового долга в случае, если будет произведено списание кредитного долга и будет закрыт кредитный договор. Даже после того, как пройдет срок исковой давности, и банк уже в судебном порядке не сможет взыскать эти средства. Надо помнить о нормах налогового законодательства. Если лицу производится списание кредитного долга, то, по нормам Налогового кодекса Украины эта сумма подлежит налогообложению. Поскольку, в этом случае, полученное списание считается налоговым благом лица. И поэтому переселенцы, в отношении которых это произошло, должны самостоятельно уплатить налог на доходы физических лиц. То есть, подать годовую декларацию, также уплатить судебный сбор.

– Если переселенец уверен в своей правоте, и неправомерно применены эти проценты, и пеня, и все остальное, он может пойти в апелляцию и обжаловать это решение суда первой инстанции в вышестоящих судах. И затем будет кассационное рассмотрение. То есть не так быстро это дело?

– Я полностью с этим согласен. Достаточно много механизмов, в том числе, для затягивания судебного процесса ...

– Но это же дорого, кто вообще будет ходить как адвокат на все эти суды, откуда бедный переселенец возьмет деньги на адвокатов? Он может обратиться к вам, например, в общественную приемную?

– Человек может обратиться в любую общественную приемную Украинского хельсинского союза, где ему будет предоставлена соответствующая консультация или человек будет обеспечен соответствующим материалом и адвокатом. В отдельных делах общественная приемная предоставляет первичную правовую консультацию, и в серьезных случаях дело направляется в Киев, уже в Центр стратегических дел, и там решается вопрос – предоставить этому человеку адвоката или нет.

Автор: Артем Темненко

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Сделай свой вклад в развитие социальной журналистики! Сбавьте социальное напряжение в обществе. Мы предлагаем вам сообщить информацию о событиях в Донбассе, которая рассказывает всю правду о жизни и войне на Луганщине. Все нужно рассказывать через истории жизни обычных людей. Моб. 063 409 98 64, [email protected]

tribun.com.ua


Смотрите также