Чьи проблемы решает кредит МВФ? - Андрей Самарский. Кредит мвф


Кредит МВФ? Какой кредит МВФ?

Издание "Апостроф" со ссылкой на свои источники сообщило, то о чем уже многие догадались и так. Очередной транш от МВФ Украина в феврале не получит и не получит вообще, пока не согласует с фондом условий, а возможно и выполнит их:Президент поспешил

О том, что выделение очередного транша кредита МВФ откладывается, "Апострофу" сообщил источник в правительстве. "Пока сложно спрогнозировать, когда может быть принято решение МВФ о выделении следующего транша. Но оснований ожидать его в ближайшее время, как было заявлено недавно высокопоставленными представителями украинской власти, пока нет", - заявил собеседник издания.

21 января после встречи с главой МВФ Кристин Лагард, президент Украины Петр Порошенко заявил, что договоренность о выделении очередного транша в размере $1,7 млрд практически достигнута. Вслед за президентом, главы Нацбанка и Министерства финансов Валерия Гонтарева и Наталья Яресько сообщили, что средства МВФ могут поступить в Украину уже до конца февраля.

Впрочем, по информации "Апострофа", господин Порошенко на брифинге после встречи с главой МВФ несколько поспешил со своим заключением. "Мы достигли договоренности, и, с моей точки зрения, амбициозная программа реформ поможет Украине в 2016 году, и я благодарю за это Кристин Лагард", – сказал президент. Судя по видеозаписи брифинга, акцент на том, что договоренности уже достигнуты, вызвал некоторое удивление у госпожи Лагард.

"Видимо, стороны вышли с разными ощущениями итогов встречи", - отметил собеседник издания. Нестыковка произошла и в отношении суммы кредитных средств, которые Украина получит от МВФ в текущем году. "Украина ожидает $7 млрд от МВФ", - заявил господин Порошенко в интервью CNN. Однако, по последней информации, имеющейся у "Апострофа", общая сумма четырех траншей в текущем году составит 5,8 млрд. При этом первый транш действительно составит $1,7 млрд, а размер остальных будет меньше.

Кроме этого, пока не готов окончательный вариант меморандума, в котором отражены обязательства сторон. После принятия бюджета на 2016 год и изменений налогового кодекса, МВФ получил правительственный проект корректировок документа. Однако, Администрация президента предложила свой вариант изменений, которые существенно отличаются от правительственных. Различия касались, в частности, вопросов продолжения пенсионной реформы, реформы госбанков, работы антикоррупционного прокурора, приватизации и налоговой реформы.

Позицию Администрации президента в МВФ отстаивает глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, хотя напрямую она не является участником подготовки условий сотрудничества с фондом. Депутат Южанина сейчас в отпуске, однако ее встречи с руководством МВФ организовывает посольство Украины в США, сообщил источник в дипломатических кругах. "Человек, который торпедировал все последние полгода процесс договоренностей с МВФ, едет в Вашингтон, и ему посольство организовывает встречи в руководстве фонда. На самом деле очень странная ситуация. Посольство обычно не занимается организацией визитов народных депутатов, которые находятся в отпуске", - отметил собеседник издания.

По состоянию на 3 февраля, некоторые изменения меморандума со стороны АП уже одобрены МВФ, однако окончательной редакции документа еще нет. "Президент пока не дает согласия на подписание меморандума. А от украинской стороны этот документ обязательно должен быть подписан главой государства, премьер-министром, главой Нацбанка и министром финансов", - заявил собеседник.

Политический фактор

При этом источники как в правительстве, так и в финансовых кругах, хорошо знакомые с правилами работы МВФ, заявляют, что выделение очередного транша кредита не связано с политическими соображениями, например, с отставкой Генерального прокурора Виктора Шокина или других чиновников и депутатов. "Это глупости и совершенно не связанные вещи. Фигура Шокина в данном случае никак не может оказать влияния на решение МВФ. Увольнения министров, кем бы они ни были, реформаторами или нет, тоже прямого влияния не могут оказать. Хотя, в общем, заявление об отставке министра экономики Айвараса Абромавичуса не улучшит фон переговорного процесса", - отметил собеседник издания в финансовых кругах.

Что касается перспективы досрочных выборов в Украине, то МВФ обычно прекращает выделение средств за полгода до проведения выборов в стране-заемщике, однако лишь в том случае, если они объявлены официально. "Ощущение ожидания выборов, которое на сегодняшний день присутствует в Украине, роли для МВФ не играет. То есть, разговоры о выборах без подтверждения факта их проведения, никак не могут отразиться на кредитовании", - заявил источник.

С другой стороны, решение о продолжении кредитования напрямую связано с фигурой премьер-министра, поскольку именно он берет на себя ответственность по выполнению условий меморандума. На фоне ожидаемой отставки правительства Арсения Яценюка, отсрочка МВФ выделения средств, даже при согласовании условий меморандума, вполне вероятна.

"Выделение кредита напрямую связано с политическим фактором. Это подтверждает история отношений Украины с МВФ. До сих пор кредитные средства выдавались в условиях относительной политической стабильности в стране, а после смены правительства, как правило, программы сотрудничества пересматривались", - пояснила эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангела Бочи.

"Ситуация сложная. Мы все еще не можем получить транш, который был в расчетах на сентябрь прошлого года. Политические игры вокруг правительства, коалиции, и в общем, поведение властей с нашими кредиторами не вызывает у них абсолютно никакого доверия, а лишь тревогу. Сейчас перед ними стоит вопрос - давать ли кредит правительству которое все хотят отправить в отставку? Может быть действительно подождать, чтобы не создавать подушку прочности новому Кабмину, и пусть они уже сами начинают политику и говорят о своих приоритетах?", - заявил председатель совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек.

В то же время, по словам Шпека, валютные средства позарез нужны Украине: "Мы видим потери экспортной выручки из-за изменения ценовой конъюнктуры и потери экспортных рынков. В этом году выручка экспорта будет на 7-8 % ниже, чем в прошлом. У нас чрезвычайно острая необходимость в дополнительных средствах".

Yurasumy

___________________________________________________________

Если вам надоела ложь, если  вы хотите знать, что происходит на самом деле — Насправдi

Если вам нравится то, что мы делаем для вас — ПОМОГИТЕ   ПРОЕКТУ:

WebMoney:    R886288831155    Z423811866891    U154856292315

№ карты Cбербанка  РФ  5469 3800 1719 8341

naspravdi.info

На каких условиях МВФ выдал очередной кредит Украине?

Международный валютный фонд одобрил новую программу финансовой помощи Украине

В среду, 11 марта, МВФ одобрил новую программу финансовой помощи Украине. Речь идет о четырехлетней программе поддержки (Extended Fund Facility) объемом 17,5 млрд долларов, которая заменит одобренную в конце апреля 2014 года двухлетнюю кредитную линию (Stand-By Arrangement). Как сказано в уведомлении фонда, первый транш в пять млрд. долларов Киев получит «незамедлительно».

По словам главы МВФ Кристин Лагард, 2,7 млрд долларов из первого транша пойдут на поддержку украинского бюджета. Второй и последующие транши будут выделяться с учетом ежеквартальных оценок специалистов фонда. Решение МВФ, кроме того, позволяет Киеву рассчитывать на финансовую помощь от США и ЕС. Суммарно эта поддержка может составить до 25 млрд долларов.

Другой вопрос, получит ли Киев эти деньги?

Напомним: в рамках прежней программы Stand-By фонд обещал выделить украинским властям 17 млрд долларов, но реально они получили лишь 4,6 млрд. Остальные миллиарды намертво «зависли» из-за разногласий Киева и МВФ по реализации пакета реформ. На этот раз фонд также выдвигает условия получения кредита – правда, по словам Лагард, они «более гибкие».

Вот как выглядят новые требования МВФ:

– законодательное закрепление реформ по сокращению госрасходов;

– сокращение дефицита крупнейшего государственного холдинга «Нафтогаз Украины» (его общий долг – 13,5% ВВП страны).

– заморозку пенсий и зарплат бюджетников;

– рост налогов и повышение тарифов на газ для населения – к апрелю 2017 года субсидии для потребителей, которые сейчас покрывают примерно половину импортной цены газа, должны быть полностью отменены.

Украинский премьер Арсений Яценюк уже заявил, что новые транши МВФ не могут быть использованы на социальные нужды. Их планируется направить на пополнение резервов Нацбанка и на выплаты по прежним долгам.

Между тем, долги у Киева такие, что кредитов МВФ для их покрытия недостаточно. До конца года стране предстоит выплатить около 12,5 млрд долларов, а суммарный внешний долг составляет почти 40 млрд.

Поэтому главный вопрос повестки дня украинского кабмина – переговоры с кредиторами по реструктуризации долгов. Как заявила министр финансов Украины Наталья Яресько, такие переговоры могут начаться в ближайшее время. В число кредиторов входит и Россия, которая в конце 2013 года предоставила Украине кредит в 3 млрд долларов. Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов предупредил, что российская сторона не согласится на отсрочку выплат.

Что стоит за новой программой поддержки МВФ, что она означает для Украины и для Донбасса?

– МВФ впервые связал предоставление финансовой помощи Украине с выполнением Минских соглашений, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

– Об этом сказано во второй части заявления Кристин Лагард. Программа помощи «является масштабной, и сопряжена с рисками, особенно с теми, которые вызваны конфликтом на Востоке страны», – говорится в заявлении. «Отрадно, что соглашения о прекращении огня, достигнутые в Минске, по-видимому, в основном соблюдаются, и есть надежда, что можно будет избежать новых человеческих жертв», – подчеркнула Лагард.

Это знаковые слова. Дело в том, что такого рода констатации – не в стилистике МВФ. До сих пор фонд воздерживался от подобных заявлений в сторону Киева, и обращал внимание исключительно на экономические условия и параметры, а также на обстоятельства, связанные с диспропорциями платежного баланса Украины.

Но сейчас – видимо, с учетом опыта 2014 года, – глава МВФ сделала, на мой взгляд, однозначное заявление, увязав программу финансовой помощи с прогрессом на Юго-Востоке.

Собственно, Украина в прошлом году получила только один транш в рамках программы Stand-By потому, что тратила из денег МВФ по четыре млн долларов в день на ведение войны в Донбассе. Теперь такое положение международных финансистов перестало устраивать.

Я вижу в этом новый поворот – по крайней мере, в отношении фонда к украинским делам. Похожие условия – деньги только в случае прекращения конфликта – МВФ выдвигал разве что некоторым государствам в ходе «Арабской весны».

«СП»: – Спасут ли Украину деньги МВФ?

– Если Киев получит оба оговоренных транша в 2015 году, в его распоряжении окажутся примерно 10 млрд долларов. Сюда же следует прибавить сопряженные с одобрением МВФ кредитные линии в рамках двусторонних отношений, плюс деньги Евросоюза и деньги Всемирного банка.

Из 10 млрд долларов – гарантированных на сегодня денег – 2,7 млрд пойдет на управление внешним долгом Украины, в частности, на немедленные долговые платежи, чтобы снизить остроту этой проблемы до конца второго квартала 2015 года. Еще 2,3 млрд долларов предназначены для пополнения международного резерва Национального банка Украины (НБУ).

Пополнение резерва – сигнал всем международным инвесторам о том, что возможности для стабилизации курса гривны расширяются. Собственно, стабилизация курса происходит уже сейчас– надо отдать должное жестким действиям самого НБУ. С февральских 40 гривен за доллар украинскому регулятору удалось опустить курс до 21,5 гривны за доллар, подняв ключевую ставку до 30% и введя ряд валютных ограничений – например, на перемещение дивидендных выплат за границу.

Транш МВФ порождает у инвесторов ощущение, что НБУ удастся не допустить дальнейшего проседания гривны (напомним, в 2013 года доллар стоит 8 гривен).

Всего же, с деньгами фонда, в резерве НБУ окажутся примерно 8 млрд долларов – это неплохая подушка безопасности для Украины, которой предстоит выплатить по внешним долгам около 12 млрд долларов в текущем году.

«СП»: – Вы считаете, фонд выплатит Киеву обещанные 10 млрд?

– Вполне вероятно. Хотя бы потому, что украинский дефолт никому не нужен. Если он случится, это будет дополнительным нагнетанием турбулентности в той непростой обстановке, которая сейчас сложилась во всемирном хозяйстве.

С другой стороны, предоставление траншей увязано не только с ситуацией на Юго-Востоке, но и пакетом реформ.

Из документов МВФ, которые опубликованы на 12 марта, понятны основные направления преобразований, которые требуются от Киева. Речь идет, прежде всего, о сокращении госрасходов и стабилизации бюджета, поскольку суммарный дефицит госсектора Украины на сегодня составляет 13,5% ВВП. В связи с этим МВФ настаивает на реформе управления госпредприятиями, и повышении их прозрачности в части расходов. В документах фонда специально подчеркнуто, что это касается, прежде всего, «Нафтогаза Украины». А здесь нужно понимать: стабилизация финансового положения «Нафтогаза» и сокращение его дефицита невозможно без полномасштабного решения газового вопроса в отношениях Киев-Москва.

Кроме того, МВФ требует от Киева внятных шагов по борьбе с коррупцией и укреплению правопорядка.

«СП»: – Реформы, на которых настаивает фонд, сильно ухудшат социально-экономическую обстановку в «незалежной»?

– Уже сегодня тарифы на газ для населения Украины выросли в 3,3 раза, тарифы на теплоснабжение – более чем на 70%. Подорожали и продукты – на 30-40%. Теперь же, плюс к тому, работающим пенсионерам до 1 января 2016 года сократят пенсии на 15%.

Вместе с тем, в новых условиях МВФ сказано, что Киев должен разработать программу целевых мер социальной защиты, чтобы ослабить бремя реформ для малообеспеченных слоев населения.

«СП»: – Что будет с кредитами МВФ, если обстановка в Донбассе снова начнет накаляться?

– Повторится ситуация 2014 года: перечисление траншей остановится. Если Киев уже в первой половине 2015 года начнет активно вести переговоры по реструктуризации долгов, это позволит ему, в случае возобновления боевых действий на Юго-Востоке, уйти от неизбежного дефолта в текущем году. Но риск дефолта останется, и перенесется на 2016-й год.

Это очень серьезное обстоятельство, которое должно быть принято во внимание руководством Украины. МВФ не просто так заговорил о недопустимости человеческих жертв в Донбассе. Как говорится, имеющий уши – да услышит…

– Деньги МВФ для Украины – не более чем способ избежать дефолта по долговым обязательствам, – считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Это важно, прежде всего, для западных кредиторов «незалежной». Да, финансовая помощь МВФ связана с жесткими социально-экономическими реформами и введением элементов внешнего управления, но Киев вынужден пойти на эти обременения.

Кроме того, деньги МВФ – еще и инструмент влияния западных партнеров Киева на его позицию по Донбассу. В этом смысле, нынешний режим перемирия важен как возможность получить хотя бы какой-то из обещанных траншей МВФ, но этот режим –вовсе не гарантия от возобновления войны на Юго-Востоке.

В целом, думаю, деньги МВФ украинскую экономику не спасут. Они связаны со значительными обременениями с точки зрения проводимой Киевом политикой, и призваны помочь Украине лишь тактически…

Андрей Полунин

Фото: economics.unian.net

Источник: svpressa.ru

polytika.ru

5 стран, которые досрочно выплатили кредит МВФ

На прошлой неделе правительство Белоруссии заявило, что страна выполнила обязательства по выданному республике кредиту Международного валютного фонда (МВФ).

Существует мнение, что кредит от МВФ втягивает государство в новые долги. BusinessLife.Today исследовал тему и приводит пример пяти стран, которые досрочно выплатили кредит МВФ, несмотря на ожидания финансовых экспертов.

 Государство: Беларусь

Дата выплаты: март 2015

Год транша МВФ: 2009-2010 гг.

Сумма кредита: $ 3,5 млрд

Республика Беларусь 31 марта 2015 года полностью исполнила свои обязательства по кредиту stand by МВФ. Последняя часть суммы составила 75,9 миллиона долларов.

Добавим, в настоящее время белорусское правительство рассматривает возможность новых заимствований. Золотовалютные резервы Белоруссии, рассчитанные по методологии МВФ, сократились в 2014 году почти на 1,6 миллиарда долларов, в том числе в декабре — на 760,8 миллиона долларов, и составили на 1 января 2015 года 5,059 миллиарда долларов.

Осенью прошлого года представители МВФ заявили, что фонд может начать подготовку к новой программе с Белоруссией при условии серьезных реформ в экономике. Глава миссии МВФ в Белоруссии сообщал, что правительство республики попросило у МВФ новый кредит, но конкретная сумма не называлась.

 Государство: Турция

Фото: aif-turkey.ru

Дата выплаты: май 2013

Год транша МВФ: 2008-2010 гг.

Сумма кредита: $23,5 млрд

Вице-премьер Турции Али Бабакан лично нажимал на клавиатуре компьютера в центробанке клавишу для отправки средств на счета Международного валютного фонда (МВФ), что символизировало окончательную выплату долга перед этой организацией.

Последняя выплата составила $421 млн, тогда как общая сумма займа составляла $23,5 млрд.

Примечательно, что Турция также взяла на себя кредитные обязательства на сумму в $5 млрд по отношению к МВФ, то есть поменялась ролями со своим бывшим кредитором

 Государство: Венгрия

Фото: travelask.ru

Дата выплаты: август 2013

Год транша МВФ: 2008-2013 гг.

Сумма кредита: $12 млрд

Последние 721 млн евро выплатили венгерские власти в рамках досрочного возврата почти 12-миллиардного кредита от МВФ. Таким образом страна полностью расплатилась с финучреждением на год раньше запланированного срока.

Ранее миссия МВФ покинула страну из-за призыва главы Нацбанка Венгрии Георгия Матольчи, поскольку последняя выплата по траншу была осуществлена ​​досрочно.

Государство: Россия

Фото: obozrevatel.com

Дата выплаты: январь 2005

Год транша МВФ:  1998 г.

Сумма кредита: $ 12 млрд

В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл. США).

Высвободившиеся в результате выплаты российского долга средства планировали использовать Фондом на цели содействия развитию нуждающихся стран.

Государство: Южная Корея

Фото: www.newskaz.ru

Дата выплаты: август 2001

Год транша МВФ:  1997 г.

Сумма кредита: $ 19,5 млрд

Южная Корея почти на три года раньше срока перечислила Международному валютному фонду последние 140 миллионов долларов из кредита, предоставленного ей МВФ в конце 1997 года.

Сумма кредита МВФ Южной Корее составляла 19,5 миллиарда долларов. Общий же пакет финансовой помощи Южной Корее после азиатского кризиса составил 58 миллиардов долларов. Страна использовала 30,2 миллиарда долларов из этого пакета, включая и кредит МВФ.

Южная Корея смогла преодолеть последствия азиатского финансового кризиса в конце 1998 года. Если в в 1997 году ее золотовалютные резервы были равны 8,87 миллиарда долларов, то сейчас они составляют 97,7 миллиарда долларов.

businesslife.today

Кредит МВФ: чем отдавать будем?

Пик платежей по долгам придется на следующий год.

Только цифры

С началом августа активизировалась тема кредитов МВФ и снова актуальным стал вопрос: а чем отдавать будем? Причина такой активизации проста: 1 августа пришло время очередных выплат фонду. 1 августа в соответствии с графиком мы должны заплатить 65 млн. долларов, 4 августа – 350 млн. Суммы пока относительно небольшие, но то ли еще будет!

Как рассказал "КП" в Украине" президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, график платежей указан в Меморандуме МВФ.

- По кредитам фонда мы должны за 5 лет заплатить $7 млрд. (подробнее см. Только цифры – Авт.), - говорит эксперт. – Но это еще не все – есть долги Украины по еврооблигациям, которые до 2021 года выльются в сумму 3,5 млрд долларов.

На начало 2017-го внешний валовый долг Украины составлял более 113,5 млрд. долларов, приводит цифры аналитик ГК "Телетрейд" Сергей Шевчук. Из этой суммы больше 62 млрд. долларов составляет внешний государственный долг страны, более четверти которого приходится на МВФ (около $17 млрд.). Более того, продолжает эксперт, украинское правительство надеется получить в этом году еще один кредит от МВФ. Остальными кредиторами являются США, Евросоюз, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Япония, Канада, Германия и другие.

Что делать

Экономисты говорят, что начало выплат по кредитам МВФ станет еще одним фактором давления на курс национальной валюты. А со следующего года график станет еще тяжелее, особенно учитывая, что должны мы не только МВФ, и компенсировать такой отток валюты смогут либо новые транши МВФ, либо размещение ценных бумаг, либо активный рост украинского экспорта.

- В этом году правительство планирует погасить задолженность за счет размещения еврооблигаций в размере 2 млрд. долларов, правда, пока результатов по выпуску ценных бумаг нет, - говорит Сергей Шевчук. - Для этого, прежде всего, необходима страна-гарант, которой, скорее всего, станут США.

Что касается погашения задолженностей в будущем, то продолжает аналитик, ситуация достаточно сложная, ведь пока ресурсов для этого нет. Да, прогнозы по росту ВВП на ближайшие годы вполне оптимистичны. Но и прогнозы на 2017-й были на уровне 2,8%, а по факту мы получим 1,2%. Так что нужно работать и поднимать производство для увеличения ВВП. Тогда мы сможем расплатиться по долгам частично за счет роста экономики, а частично - за счет новых кредитов и реструктуризации старых.

- В этом году платежи небольшие, так что даже если траншей не будет, резервы позволят оплатить, - считает аналитик Андрей Вигиринский. – А вот в следующие два года все будет намного печальнее. Министр финансов Александр Данилюк говорил о долгах в 14 млрд долларов, выплату которых Украина намерена обеспечить, в основном, за счет выхода на международные рынки заимствований на благоприятных условиях. В этом году, как планировалось раньше, этого делать не будут, и это вполне объяснимо: нужно меморандум обновить, реформы принять, приватизацию начать. Без всего этого спроса на ценные бумаги не будет. Либо же придется предлагать очень большой процентный доход, что в конечном итоге скверно отразится бюджетах последующих лет в части расходов на обслуживание.

Так что, резюмирует аналитик, ждем осени. Если запустят реформы и приватизацию - в 2018-м выйдем на внешний рынок.

Кстати вариант "не платить", который – чего греха таить! – нередко рассматривается украинской властью как слишком заманчивый, здесь не проходит. По мнению экспертов, выбор этого варианта вполне может привести к полной международной изоляции.

Только цифры

Сколько заплатим МВФ за 5 лет

  • 2017 - $1,3 млрд
  • 2018 - $2,0 млрд
  • 2019 - $1,5 млрд
  • 2020 - $1,1 млрд
  • 2021 - $1,1 млрд.
  • Итого: $7,0 млрд.

kp.ua

прогнозы экспертов / Статьи / ФРАЗА

На прошлой неделе мы опять услышали о заветном кредите от МВФ, который вот-вот решит все проблемы Украины. Находясь в Давосе,Порошенко заявил, что ожидает получения транша МВФ в апреле, поскольку, по его мнению, Украина уже выполнила 80% обязательств.

"Вероятно, до апреля у нас будет миссия и мы получим следующий транш... Правительство и народ готовы продолжать сотрудничество с МВФ", — сказал Порошенко.

Оптимизм Порошенко разделил и Нацбанк, который фактически подтвердил прогресс в переговорах с МВФ по новым кредитам в 2018 году. И. о. председателя НБУ Яков Смолий даже уточнил, что в этом году они ожидают поступления около 2 млрд долларов от МВФ.

Так ли уж важен для Украины этот кредит? И что будет с нашей экономикой, если Украине откажут в очередном транше? Об этом "Фраза" спросила у людей, которые умеют просчитывать события на несколько ходов вперед.

Юрий Гаврилечко, политолог, эксперт «Фонда общественной безопасности»:

Украина не получает транши от МВФ с 4 апреля прошлого года, и, как можно было заменить, ситуация в стране не сильно ухудшилась. Ситуация ухудшилась в последнем квартале благодаря действиям Нацбанка, в частности из-за повышения учетной ставки и увеличения объемов рефинансирования, что тут же идет на потребительские кредиты, на закупку валюты и вывод ее из страны.

Есть один важный момент: средства МВФ Украине не были нужны никогда. Всегда получение кредитов от МВФ сопровождалось девальвацией гривны, увеличением государственного долга и падением экономики в целом. Поэтому чем меньше Украина будет получать средств от МВФ и чем быстрее закончится сотрудничество Украины и МВФ, тем больше шансов, что в нашей экономике ситуация улучшится. И соответственно наоборот: чем больше кредитов от МВФ, тем хуже будет ситуация.

А если какому-то идиоту придет в голову, что с кредитом от МВФ у нас стабилизируется курс гривны, то хочу вам напомнить, что достаточно посмотреть на колебания курсов и соотнести их с датами траншей, чтобы заметить 100%-ную корреляцию между появлением транша от МВФ и последующим падением курса национальной валюты. Происходит это по очень простой причине: средства от МВФ заходят в Украину, под них Национальный банк печатает гривну, передает ее банкам, эти деньги тут же выбрасываются на межбанк, закупается валюта, и эта валюта уходит из страны. А взамен валютных резервов остается запись в электронных реестрах.

На сегодняшний день благодаря подобным действиям Национального банка в прошлом году объем ценных бумаг золотовалютных резервов увеличился с 68% до 78%. В переводе на более понятный язык это означает, что из 18 с лишним миллиардов вроде бы как имеющихся в наличии в золотовалютных резервах 14,5 миллиарда — это ценные бумаги, порядка 2 миллиардов — это еще не распределенные специальные права заимствования от МВФ и только около 1,5 миллиарда — это, собственно говоря, доллары. Но этих долларов там тоже нет, так как несколько дней назад Национальный банк передал миллиард долларов в управление Всемирному банку. Всемирный банк таким образом подстраховался от возможных невыплат, но по факту в золотовалютных резервах Украины долларов где-то 300-500 миллионов. Все, больше денег нет.

Евгений Магда, политолог:

Во-первых, МВФ дает одни из самых дешевых кредитов на планете, и это большой плюс. Во-вторых, продолжение программы сотрудничества с МВФ — серьезный сигнал для других инвесторов, что крайне важно. В-третьих, Украина в прошлом году провела реструктуризацию, и нужно признать, что критической важности этого кредита уже нет.

Однако кредит важен для того, чтобы продемонстрировать, что Украина продолжает сотрудничество с МВФ в плане восстановления и развития своей экономики. Кредит дадут или не дадут не по результатам встречи Порошенко и Лагард, а по результатам миссии МВФ, которая реализует Меморандум о сотрудничестве между Украиной и МВФ. Этот Меморандум подписали президент, премьер и спикер парламента. Поэтому нужно искать достаточно рациональные подходы и понимать, что это сотрудничество с МВФ важно для Украины и в имиджевом плане, и в экономическом.

Андрей Золотарев, политолог:

Конечно, этот кредит нам нужен. Вспомните последние выступления Данилюка о том, что для нас продолжение сотрудничества с МВФ критически важно. Опять-таки посмотрите на пляски валютного курса. Кроме того, нужно учесть то, что декларируемый правительством экономический рост во многом эфемерен, а реально мы имеем отрицательное сальдо внешнеторгового баланса (т. е. мы продаем меньше, чем покупаем). Все это говорит о том, что нам нужен кредит, иначе будет дефолт. 

Дефолт — это экономическое потрясение, которое может просто снести нынешнюю партию власти, поэтому для нее критически важен этот очередной транш от МВФ, и именно поэтому за этот миллиард они готовы отдать суверенитет Украины в плане формирования Антикоррупционного суда. Как бы мы ни относились к Петру Алексеевичу, но нужно признать, что требования МВФ по Антикоррупционному суду — это грубое вмешательство во внутренние дела Украины. Это нарушение суверенитета, Конституции и законов Украины. Кроме того, есть целый ряд других требований, при выполнении которых сотрудничество будет продолжено и Украина может получить очередной транш. 

Судя по всему, основная цель вояжа президента в Давос — убедить Кристин Лагард дать нам очередной транш. У нас уже видны все симптомы кредитного наркомана, сидящего на кредитной игле. Как известно, наркоман готов обещать все, что угодно, лишь бы получить очередную дозу. В данном случае кредит от МВФ не исключает угрозу дефолта, он ее лишь отодвигает во времени и только. Без кардинальной смены экономического курса с упором на внутренние ресурсы страны, на перезапуск экономики нам никакие кредиты не помогут. 300 миллиардов, как Греции, Украине не дадут.

Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»: 

Этот кредит достаточно важен для Украины. В первую очередь он важен для подкрепления финансовых ресурсов Нацбанка. Эти ресурсы за последние два года существенно возросли, в том числе и благодаря сотрудничеству в МВФ, однако в основном за счет общей финансово-экономический стабилизации в стране. Продолжение сотрудничества с МВФ для нас важно по нескольким причинам. Во-первых, это психологическая и фактическая стабилизация, это удержание курса. У нас сейчас на рынке валюты присутствуют нервы, и отсюда идут какие-то колебания. Да, существенных колебаний нет, и когда говорят об обвале курса, это полная чушь. Обвал, это когда колебание на треть, т. е. не менее 30%. А когда мы видим колебание на 5% — это не обвал. Это просто снижение либо небольшое повышение, как говорят социологи,  "в рамках статистической погрешности". Тем не менее нервозность присутствует, и для стабилизации ситуации эта поддержка МВФ, конечно, необходима.

Еще больше сотрудничество с МВФ необходимо для того, чтобы продолжалось нормальное стабильное сотрудничество с другими нашими системными кредиторами, которые дают нам деньги под низкие проценты. Это Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский фонд. Здесь все очень завязано на сотрудничестве с МВФ. Как только прекращается сотрудничество с МВФ, сразу же возникают проблемы и с другими кредиторами. Работа с МВФ — это очень позитивный сигнал для инвесторов, которые следят за тем, как Украина сотрудничает с МВФ. Если все нормально, инвесторы спокойны, если же возникают проблемы, инвесторы настораживаются и замедляют темпы прихода в Украину. 

Кроме того, нам нужно за счет МВФ и других наших кредиторов подстраховаться и создать подушку безопасности, поскольку в этом и будущем году нас ждет пик выплат по внешним долгам. В этом году мы должны выплатить около 5 миллиардов, поэтому лучше подстраховаться.

Тем не менее  неполучение этого транша для нас не критично. Даже если вдруг не произойдет возобновление сотрудничества с МВФ, для Украины это не критично. Конечно, это не очень хорошо, но не катастрофично. В 2014 и 2015 годах это было для нас критично, так как без помощи МВФ нас ожидали  дефолт и очень серьезные финансовые проблемы. В тот период мы просто не могли обойтись без помощи МВФ, это было бы нереально. Сейчас все не так страшно. И в 2016-м,  и в прошлом году объемы сотрудничества с МВФ были уже не такими большими, мы получали по одному траншу. И ничего страшного не произошло. В конце прошлого года возобновили продажу евробондов, продали на 3 миллиарда, а это больше, чем получили от МВФ. Это определенная замена, поэтому можно пользоваться и таким инструментом, хотя это будет означать, что долговая нагрузка на Украину в перспективе будет расти. 

Поэтому если вдруг нам не дадут этот кредит, никакой катастрофы не произойдет, но лучше все-таки возобновить сотрудничество с МВФ. Однако нужно договариваться о разумных компромиссных сценариях выполнения требований МВФ, так как просто невозможно бесконечно повышать цену на газ, как того требует МВФ. Это создает большую нагрузку по субсидиям и крайне негативно воспринимается населением. Здесь нужно искать рациональное решение, а не тупо повышать цену на газ только потому, что происходят скачки цены на нефть. 

Судя по всему, украинское руководство действительно договорилось с МВФ, и тут нужно отдать Порошенко должное, он умеет договариваться. Но это не означает, что окончательное решение уже принято. Скорее всего, еще все-таки будут переговоры по техническому согласованию Меморандума и условий возобновления сотрудничества.

Вадим Карасев, политолог, директор Института глобальных стратегий:

Безусловно, если нам не дадут этот кредит, конец света не наступит, но может наступить конец хоть и зыбкой, но все-таки стабильности. Неполучение очередного транша, а также сворачивание программы сотрудничества с МВФ обострят проблему с выплатой внушительного долга тому же МВФ, а учитывая слабость экономики и микроскопические этапы экономического роста,  единственный выход выбраться из этой долговой ловушки заключается в реструктуризации долга. Это когда вам дают новый кредит, чтобы вы могли рассчитаться по старым долгам. Где же брать в долг, если не у МВФ? В отличие от долговых обязательств Украины на международных рынках эти кредиты пока еще даются под выгодный процент.

Опять-таки, отказ от сотрудничества с МВФ — это очень плохой сигнал для разного рода инвесторов и выхода на долговые рынки. С другой стороны, заем на долговом рынке — это коммерческий процент, а не льготный процент, как у МВФ. А за всем этим тянется цепочка давления на курс национальной валюты, очередная девальвация, удар по доходам и бюджетам домохозяйств, что, несомненно, будет сопровождаться очередной паникой на обменном рынке, социальным недовольством и очередным валютным кризисом.

Этот кризис потом, безусловно, перекинется и на политические структуры и создаст условия для полномасштабного политического кризиса. Именно поэтому кредит нужен, и все это прекрасно понимают, более того, все понимают возможные последствия неполучения такого кредита. 

Однако нужно понимать, что МВФ тоже не заинтересован в том, чтобы отказать нам в кредите, это не в его интересах, поскольку угроза даже технического дефолта ударит по платежеспособности должника, в данном случае Украины. А любой кредитор заинтересован в том, чтоб хотя бы минимально поддержать должника, дабы должник со временем рассчитался по взятым на себя кредитным обязательствам. Но это не означает, что МВФ будет просто отстаивать свои кредитные интересы без того, чтобы давить на должника, высказывая все новые и новые политические требования. Такая уж кредитная история у МВФ, и именно такая кредитная история сотрудничества многих государств с МВФ. Они дают кредит в обмен на какие-то условия. Это не чистый рынок, это не чистая коммерция, и чистый кредит там просто так никому не дадут.

Требования МВФ тут полностью прозрачны: увеличить тарифы на газ. МВФ не видит никаких перспектив того, что Украина рассчитается с ним по долгам без повышения тарифа, так как понимает, что в Украине крайне плохое управление. В МВФ понимают, что в Украине коррупция — это форма политического, экономического и хозяйственного управления. Не рассчитывая на то, что Украина управляется хорошо, единственный способ для МВФ вернуть свои деньги и не допустить дефолта своего должника — это повышать тарифы на газ и перекладывать издержки плохого управления и коррупции как формы управления на простых граждан. 

По форме это, конечно, цинично, но, с другой стороны, это не вина МВФ, это вина правящего класса и людей, которые уже много лет мирятся с таким плохим управлением экономикой и хозяйством. 

Кроме того, МВФ требует еще Антикоррупционный суд, так как в МВФ прекрасно понимают, что у нас — коррупция как форма плохого управления. В любом случае диагноз они ставят правильно. Они понимают, что только с помощью антикоррупционной борьбы, где, кстати, наш президент почему-то видит много достижений, можно разрушить коррупционное ядро нынешней политико-экономической системы. 

***

Получит Украина очередной транш от МВФ или нет — вопрос времени. Хотя нужно признать, что большинству рядовых украинцев абсолютно безразлично, сможет ли Порошенко договориться с Лагард о кредите. Вопрос не в том, дадут ли нам в долг и сколько дадут. Вопрос в том, что ярмо этого долга ляжет на плечи рядовых украинцев в виде очередных повышений тарифов. И без того обнищавшие люди будут отдавать деньги, которых никогда не видели и не держали в руках...

fraza.ua

Чьи проблемы решает кредит МВФ?

08:58 pm - Чьи проблемы решает кредит МВФ?

Последнюю неделю в Украине все говорят о кредите МВФ. Интуитивно все понимают, что подобный шаг – свидетельство катастрофического положения в экономике. Но некоторые возлагают определенные надежды что займ поможет избежать провала. Особенно это свойственно политикам из бывшего оранжевого лагеря и их «штатным» экономистам. Противники, как правило, сетуют, что кредит дан под жесткие условия и отдавать его придется нашим внукам, но тоже не видят выхода без кредита. Какие же последствия следует ожидать от кредита и существует ли альтернатива этому шагу?

Разразившийся в Украине экономический кризис начался с нарушения финансовой сферы. Причиной тому стал общемировой финансовый кризис. Западные компании, спасая в первую очередь положение в своих странах, начали активно выводить средства, инвестированные ранее в нашу экономику. В стране резко стало не хватать валюты, в свою очередь дефицит валюты привел к падению курса гривны (усилиями президента В.Ющенко гривна осталась привязанной к доллару). Возникшая паника заставила вкладчиков снимать деньги со своих счетов, что привело всю финансовую отрасль в кризис. С другой стороны, финансовый кризис сковал производство в странах-импортерах нашей главной бюджетонаполняющей отрасли – металлургической и тесно связанную с ней химической. Как известно, правительство решило бороться с кризисом самым простым методом – взять кредит в МВФ. Но выход ли это на самом деле, и для кого?

Для начала нужно разобрать что такое кредит. Он появляется из функции денег как средства платежа, когда покупатель в силу определенных причин оплачивает товар раньше, чем он производится. Или же наоборот, товар покупается раньше, чем оплачивается. Частое повторение таких отношений делает возможным изъять деньги из обращения данного товара и заменить их определенными обязательствами, например, в виде банкнот. С одной стороны, кредит ускоряет обращение и удешевляет его, т. к. деньги сами по себе имеют стоимость. Это дает возможность освободившиеся деньги задействовать в других сферах. С другой стороны, после появления кредита как формы экономических отношений становятся возможными акционерные общества, способные собрать огромный капитал, нереальный для отдельных капиталистов. Все это привело к небывалому развитию производительных сил.

Когда кредитом начинают торговать, то возникает огромные возможности для спекуляций. Обязательства на еще не произведенный товар может много раз быть проданным, в конечном итоге цена может в несколько раз отличаться от цены товара, а на «вырученные» деньги осуществляются другие операции с конечной целью получить максимальную прибыль. Когда кредитор в этих случаях требует погасить кредит, тогда наступает крах. Если должник, будь то отдельное предприятие или государство, не в состоянии оплатить свои обязательства, он объявляет себя банкротом. Вслед за ним по цепочке рушится весь ряд продавцов-покупателей, и в других сферах экономики, где были задействованы фиктивные деньги, начинается кризис. Естественно, капиталисты-кредиторы теряют при этом часть прибыли.

В последние два столетия рыночная экономика живет по такому принципу, с той разницей, что игроками стали целые страны, которые выводят свои капиталы в развивающиеся страны для максимизации прибыли. Однако кризисы неизбежно циклически повторяются, теперь уже в мировом масштабе.

Этот кризис не стал исключением. Длительное развитие и рост ВВП многих стран мира на самом деле осуществлялся не за счет реального развития производительных сил, а за счет финансовых показателей, которые могут иметь различную природу, в данном случае – в основном за счет прибыли от финансовых операций.

Как же, по мнению МВФ и политиков, голосовавших за кредит, он поможет экономике Украины? Глава МВФ Д.Стросс-Кан пояснил так: «средства выделяются для поддержания экономической и финансовой стабильности в стране в условиях мирового кризиса и падения цен на металл; программа направлена на поддержку возвращения Украины к экономической и финансовой стабильности путем повышения ликвидности финансового сектора и решения проблем платежеспособности». Т. е. финансы, вливаемые в экономику должны «подтолкнуть» товарооборот, который во время кризиса угрожает значительным снижением темпов. К слову, 40% бюджета Украины – это средства, приносимые металлургической отраслью, а по словам гендиректора «Мариупольского металлургического комбината им. Ильича» В.Бойко производство металла на главных заводах страны по сравнению с летними месяцами упало от 2 до 7 раз. Средняя загрузка химпредприятий сегодня – 30-40%. Но никто из специалистов не понимает как же это кредит от МВФ сможет помочь нашей металлургии? Ведь проблемы у заказчиков – стран Европы и Сев. Америки, которые прекращают закупать у нас металл. Впрочем, о помощи металлургическому сектору МВФ ничего, кроме общих слов, не говорит.

Зато очевидно следующее. Сумма кредита в 16,4 миллиарда долларов должна решить два главных вопроса: помочь Нацбанку в поддержании курса гривни и снять проблему с огромным корпоративным долгом. Последнее требует разъяснения. Внешний долг Украины составляет 100 млрд. долларов, из него государственный - только 14,5 млрд долларов, остальные – корпоративный (т. е. долги частных компаний). За следующий год им необходимо погасить более 25 миллиардов долларов внешних долгов, большинство из которых компаниям и банкам выплатить вряд ли удастся. Государство берет кредит, чтобы погасить внешние долги частных компаний перед компаниями стран, которые являются соучредителями МВФ. Притом прибыль частных компаний, находящихся в Украине, на самом деле может идти в какую угодно страну. Так же государство обязано гарантировать возвращение внешнего долга от своих частных компаний, т. е. в случае чего покрыть долг за свой счет.

Какие еще проблемы призван решить кредит? Президент объявил, что предоставление кредита Украине поможет преодолеть психологическую причину кризиса – утрату доверия к украинским банкам. «Я являюсь оптимистом и хочу заявить, что Украина справится с вызовами, связанными с международным финансовым кризисом», - сказал Ющенко, и в подтверждение своих слов добавил, что как только вкладчики узнали о представлении международного кредита, сразу же стали возвращать вклады в отечественные банки. Однако, кроме слов президента, никаких иных свидетельств нет – кризис за прошедшие десять дней только усугубился. Премьер Тимошенко сказала, что кредит МВФ разрешит полностью стабилизировать финансовую ситуацию в Украине, а также наполнит экономику реальными деньгами и стабилизирует банковскую систему. В том же духе высказались основные фигуры бывшего «оранжевого» лагеря.

В этом вопросе у злейших врагов царит согласие. Парламент принял «антикризисный» законопроект президента, который обеспечивал выдвинутые от МВФ условия, без существенных поправок. Против голосовали Партия регионов и коммунисты. Дело в том, что МВФ не только предоставляет кредит, но и указывает механизмы его работы. Например, принятый вариант кредита stand-by не предусматривает прямые валютные транши в Украину, а переводит средства на ее международные резервы. Чтобы деньги пошли дальше, необходимо законодательно перестроить механизмы внутри Украины. В современном мире такие дела просто не решаются, а средства должны проходить ряд инстанций и фондов, прежде, чем попасть по назначению. Не последнюю роль в этом играет то, в чьих руках окажутся ключевые должности.

Соглашение о предоставлении кредита было подписано 6 ноября после принятия меморандума об экономической и финансовой политике. Согласно его положениям правительство Украины теперь не сможет вести самостоятельную экономическую политику. Все решения, начиная от установки цен на энергоносители, кончая принятием бюджета, Украина в следующие три года обязана принимать только после согласия с МВФ.

Основные положения меморандума Украины и МВФ касаются преодоления кризиса, в основном за счет населения. Согласно ему:

1.Ужесточатся условия взыскания долгов населения и предприятий. С учетом того, что современный украинец не в состоянии делать крупные покупки за свои средства, он вынужден для этого брать кредит. Уже сейчас строительство жилья в Киеве на грани остановки (с приостановкой строительства заводы стройматериалов останутся без сбыта, рухнет рынок, строители станут безработными). Тоже касается машин, лечения, учебы, мебели, бытовой техники и пр. Предприятия, не обладающие достаточным капиталом, а, следовательно, доверием, либо кредитоваться не будут, либо процент будет невыгодным.

2. Не будет допущен рост реальных доходов населения в 2009-2011 годах. Сюда же относятся недопущение повышение минимальной зарплаты до уровня прожиточного минимума и недопущение индексации социальных выплат.

3. Обеспечивается гибкий обменный курс. Если сейчас курс устанавливает Нацбанк, и межбанковская валютная биржа с обменниками валюты должны это учитывать, то в будущем курс будет зависеть от торгов на межбанке. Доллар отправляется в «свободное плавание». Государство теряет контроль над валютным рынком, что еще более усилит прибыль игроков на бирже от дутого капитала. Обычные люди, уже привыкшие к стабильности курса и хранящие сбережения частично в валюте, несомненно, сразу же ощутят на себе все «прелести» нововведения.

4. Состоится повышение цен на энергоресурсы до уровня рыночных до июля 2010 года. Это сильно отразится на цене продукта выживших предприятий, некоторые из которых еще живут только потому, что пользуются льготными энергоресурсами. Повышение цен состоится для всех потребителей, включая и население.

Но и это еще не все. Кредит предоставляется траншами. Украина получит только первый в 4,5 млрд., а для получение второго – Украина снова должна выполнить условия МВФ. Украина должна принять бюджет в приемлемой для фонда варианте с нулевым дефицитом, с сокращением ВВП на 3%, уменьшения заработной платы на 9%, снижения уровня потребления страны на 14%. По ожиданиям МВФ безработица увеличится в полтора раза, а государственный долг – вдвое, при уменьшении кредитования экономики на 10%.

Впрочем, еще до конца не ясно, будет ли второй транш. МВФ обеспокоен отказом Верховной Рады поддержать отсрочку повышения минимальной заработной платы до прожиточного минимума, и направил в Украину специальную следственную комиссию по этому поводу.

Как по оценкам экспертов кредит реально повлияет на экономику Украины? «Двадцать параграфов рекомендаций, содержащихся в меморандуме МВФ, сводятся к желанию реализовать в Украине проциклическую экономическую политику, ориентированную на усугубление и продление финансового кризиса. В частности, Нацбанку рекомендуется не понижать учетную ставку, ужесточить условия рефинансирования коммерческих банков. Более того, МВФ требует сжать денежную массу в реальном измерении. Это угрожает жесточайшим кризисом ликвидности и бартеризацией экономики».1 Попросту говоря, возвратятся 90-е.

Отмена коридора курса валют приведет к глубокой девальвации гривны, и деньги предоставленные МВФ просто не покроют убытков от этого шага. НБУ, действуя в рамках бывшего законодательства, мог продавать несколько сотен млн. долларов в день, что превышает сумму кредита в пересчете на один день. Т. е. реально курс гривны не будет стабилизирован и вместо декларируемого снижения инфляции последует ее увеличение.

Как бороться со спадом спроса на украинские товары – МВФ сказать не может, это вообще невозможно в Украине, ведь рынки сбыта металла находятся за рубежом.

О кредите другие политики и специалисты говорят не так воодушевленно, как БЮТ и НУНС. Даже голосовавший за кредит Блок Литвина, похоже, жалеет об этом. Депутат от фракции БЛ Олег Зарубинский называет ужасной мистификацией заявления правительства относительно кредита МВФ. По его словам, МВФ - это больше политическая организация, чем финансовая, и Фонд дает ссуду странам, которых затем «контролирует не только в экономическом плане, а, прежде всего, в политическом». Эксперт Сергей Михеев из Центра политических технологий заявил, что решение МВФ оказать Украине финансовую помощь - в значительной степени политическое решение. «Если Ющенко сейчас не получит финансовую помощь от Запада, то Украине, скорее всего, придется развернуться в сторону России». В пресс-службе Партии регионов отметили, что по имеющимся сведениям, это «кабальные условия, которые затянут удавку на шее нашей промышленности и "положат" целые отрасли, похоронив сотни предприятий». Даже правительственная газета «Голос Украины» опубликовала неодобрительную статью доктора экономических наук, профессора Трофима Ковальчука, где тот говорит, что: «Значительно лучше и выгоднее осуществить собственную эмиссию на аналогичную сумму, чтобы иметь возможности для маневра, существенным образом не увеличивать государственный внешний долг». Положительная сторона «антикризисного закона» лишь в том, что спасутся частные банки и продлеваются льготы для аграриев.

Но, даже не становясь на сторону оппозиционных политиков видно, что взятие кредита у МВФ только усугубит кризис в Украине. Что касается независимости, то действия правительства в рамках подписанного соглашения означает утрату Украиной экономической независимости. От «незалежности» останутся только вышиванки и «мова». Т. н. элита, а, попросту говоря, украинские капиталисты, окажутся в сложной ситуации, где им придется противостоять западному капиталу.

Принятием условий МВФ украинские политики окажут неоценимую услугу западным странам, особенно США. Кризис начался в США, и для спасения традиционными для капитализма способом принимать меры, подобные положениям меморандума, нужно в первую очередь американцам. Но они не спешат. Потому что традиционно они выходили из кризиса за счет других стран. Этот случай – не исключение. Изложенные в меморандуме советы — это не более чем попытка хотя бы частично переложить тяжесть кризиса в развитых экономиках на развивающиеся. МВФ – организация, созданная крупными капиталистическими странами именно для таких целей. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США — 17,78 %; Германия — 5,53 %; Япония — 5,53 %; Великобритания — 4,98 %; Франция — 4,98 %; Саудовская Аравия — 3,45 %; Италия — 3,09 %; Россия — 2,9 %. Доля 15 стран участниц ЕС — 28,8 %, 29 промышленно развитых государств (страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 36,6 %. Со своей стороны украинских политиков, похоже, не сильно волнует перспектива развития. Они живут сегодняшним днем: «после нас – хоть потоп». Например, у того же МВФ есть другой вариант кредита - SLF, предоставляемого на более мягких условиях. Это нововведение МВФ для стран с «развивающейся экономикой», предусматривающее наименьшее вмешательство во внутренние дела страны (там прекрасно понимают, что грабить одними и теми же способами долго не удается). Например, по SLF средства могут распределяться по собственному усмотрению центробанками и выделяются без дополнительных условий от МВФ. Правительство даже не рассматривало этот вариант, являющегося «меньшим злом» для наших же предпринимателей.

В последние годы о МВФ в Украине почти забыли. Прошли нелегкие 90-тые, а ведь тогда даже дети знали кто такой Мишель Кондесю, и Украина с замиранием сердца ожидала предоставление очередного кредита. Тогда народу внушали, что самостоятельно решать проблемы невозможно. Подобным способом проблемы решали не только у нас. Например, в самой развитой латиноамериканской стране – Аргентине, в результате кризиса от неолиберальной политики и следования указаниям МВФ в 2000-2001 гг. начали гибнуть от голода дети.2 В Украине ситуация изменилась на рубеже столетий: интересы зародившейся национальной буржуазии, заставили отказаться от такой политики. Но, как видно, ненадолго.

В свою очередь МВФ не намерено особо вникать в специфику Украины. Предлагаемые меры рассчитаны на кризис перепроизводства, а для Украины – такая схема не подходит, поскольку перенасыщение рынков не внутри страны, а за рубежом. Задача МВФ – спасти свои страны.

Шансов на то, что кредит поможет решить текущие проблемы – не много. Но, другого выхода у Украины нет. Не взять кредит – значить иметь большие проблемы уже сейчас, хотя последствия будут не такими тяжелыми. Взять кредит – значить получить шанс сегодня, но, независимо от того, сработает этот шанс или нет – обречь страну на усугубление кризиса (при этом нужно понимать, что государство с помощью кредита решает проблемы не народа, а бизнесменов). Своими силами Украина из кризиса не выйдет, ведь кризис общемировой, поэтому и борьба должна быть общемировой. Существующий способ борьбы в ближайшие годы – выход за счет стран третьего мира, и этот раз для Украины не станет исключением. Возможно, будет новая форма выхода, возможно, выхода не будет. В любом случае любая из предложенных новых моделей экономики будет лишь закамуфлированной старой моделью, если останется основа нынешней экономики – частная собственность на средства производства.

http://propaganda-journal.net/324.html

samarskii.livejournal.com


Смотрите также