Конспект урока по экономике "Основные принципы кредитования". Кредит конспект


Міністерство освіти і науки україни

26

НАЦІОНАЛЬНИЙ ГІРНИЧИЙ УНІВЕРСИТЕТ

____________________________________________________________________

Інститут економіки

Фінансово-економічний факультет

Кафедра економічного аналізу та фінансів

ДИДЫК Л.М., к.е.н., проф.

ДЕНЬГИ И КРЕДИТ

( краткий конспект лекций )

Дніпропетровськ

2012 р.

  1. Деньги как экономическая категория

Деньги – одно из величайших изобретений человечества. Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в кругооборот доходов и расходов, который олицетворяет всю экономику. Хорошо работающая денежная система способствует как полному использованию мощности предприятий, ресурсов, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом и единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от него.

Значение и смысл денег заключается в их стандартном определении: деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости и средство сохранения (накопления) стоимости.

Вопрос № 1

  1. История возникновения денег

Появление денег связано с возникновением общественного разделения труда, в котором можно выделить пять основных этапов (Рис. 1).

I. Развитие земледелия и скотоводства

Первое крупное разделение труда. Появление необходимости обмена продуктами. Простая, единичная или случайная форма стоимости. Случайный обмен.

II.Появление ремесленничества

Углубление специализации. Обмен превращается в регулярный процесс. Продукты обмена становятся товаром. Полная развернутая форма стоимости.

III. Развитие индивидуального хозяйства

Развитие техники. Еще существует бартер, но постепенно начинается использование благородного металла в качестве всеобщего эквивалента. Появление частной собственности.

IV. Появление класса купцов, ростовщиков

Дальнейшее разделение труда. Появление металлических денег в качестве всеобщего эквивалента. Денежная форма стоимости.

У.Современный этап

Международное разделение труда, коопери рование, комбинирование. Международне расчеты. Международная интеграция. Безналичные формы расчетов. Появление национальных и международных валютных систем и др.

Рис. 1 Этапы общественного разделения труда

Вопрос № 2

  1. Функции денег

В процессе развития товарного производства и рыночных отношений качественная характеристика денежной формы товара наполняется новым смыслом. В связи с этим на каждом историческом этапе денежных отношений формируется специфическая совокупность функций денег.

Функции, выполняемые деньгами, могут быть дифференцированы по ряду признаков: по содержанию, по величине обслуживаемых систем, по направлению действия (Рис.2).

Функции денег

по содержанию

Мера стоимости

Средство платежа

Средство обращения

Средство накопления

по величине обслуживаемых систем

Макроэкономические

Микроэкономические

по направлению действия

Внутренние

Международные

Рис. 2 Функции денег

Первая функция денег – мера стоимости.

Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнородных благ и ресурсов. Использование денег в качестве общего эквивалента означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами. Долговые обязательства всех видов также измеряются в денежном выражении.

Мера стоимости – денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг.

Вторая функция денег заключается в том, что они выступают средством обращения. Когда деньги используются как средство осуществления оплаты за товары и услуги, мы говорим, что они используются в качестве средства обращения и выступают в роли посредников между товарами.

Процесс превращения денег в товар и товара в деньги осуществляется в условиях рыночных отношений.

Если товары после обмена выпадают из сферы обращения и потребляются, то деньги вновь и вновь бросаются в сферу обращения и опосредуют обмен товаров в соответствии с формулой товарно-денежного обращения Т-Д-Т.

Именно из функции денег как средства обращения вытекает возможность замены реальных денег их знаками, так как данную функцию деньги выполняют мимолетно.

Третья функция - средство платежа. В силу ряда обстоятельств товары не всегда могут продаваться за наличные деньги. Поэтому возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит, т.е. с отсрочкой уплаты денег. Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства, например векселя. Будучи орудием погашения долгового обязательства, деньги выполняют функцию средства платежа. Деньги функционируют как средство платежа не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств, например при возврате денежных ссуд, внесении арендной платы за землю, уплате налогов.

Как средство платежа деньги играют большую роль при определении условий финансовых сделок, распределенных во времени. Например, покупается определенная партия зерна с обязательством расплатиться за неё в следующем году. В этих случаях деньги выступают как масштаб цен отсроченных (или будущих) платежей.

Четвертая функция - средство накопления (сбережения). Определенный запас денег необходим для нормального функционирования хозяйства в рыночной экономике.

Если товаропроизводитель, продав свой товар, в течении длительного времени не покупает другой товар, деньги, изъятые из обращения с целью накопления, выполняют функцию средства образования сокровищ. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль, отчасти непосредственно, но главным образом через кредитную систему, в том числе и фондовую биржу.

studfiles.net

Опорный конспект дисциплины «Финансы и кредит»

Введение

Развитие экономической системы в Российской Федерации связано с постоянными преобразованиями денежно-кредитной и финансовой сферы. В современных условиях невозможно представить эффективное управление без понимания менеджерами различного уровня причин возникновения и последствий экономических явлений и закономерностей.

Одной из задач, решаемой в процессе управления деятельностью хозяйствующих субъектов, муниципальных образований, субъектов РФ и государства в целом, является грамотная организация денежно-кредитных и финансовых отношений. Независимо от того, каким объектом управляет менеджер, он неизбежно сталкивается с необходимостью осуществлять расчеты, взаимодействовать с коммерческими банками и другими финансово-кредитными институтами, принимать решения о целесообразности привлечения финансовых ресурсов и размещении временно свободных денежных средств. Грамотное решение этих вопросов невозможно без понимания сути таких явлений, как денежное обращение, кредитные и финансовые отношения. Знание основ, закономерностей, функций, принципов движения денег, кредита, финансов в экономике является важным фактором эффективного управления.

Данный курс призван сформировать общие взгляды специалистов на сущность, значение и направления использования денег, кредита, финансов в экономическом развитии. В настоящем учебном пособии рассматриваются сущность и структура современных денежной, кредитной, финансовой систем, особенности их функционирования и взаимодействия, роль в экономике; определены ключевые понятия, необходимые для усвоения материала.

Содержание учебного пособия соответствует программе курса «Финансы и кредит» и предназначено для широкого круга читателей: студентов, обучающихся в высших учебных заведениях по управленческим специальностям, аспирантов, преподавателей. Учебное пособие содержит необходимый теоретический материал для изучения всех вопросов в соответствии с программой курса, вопросы и тесты для самоконтроля, глоссарий и список литературы по дисциплине «Финансы и кредит».

Раздел 1. Деньги и денежная система

Темы раздела:

  1. Происхождение и сущность денег

  2. Денежная система экономики

  3. Денежная масса и выпуск денег в хозяйственный оборот

  4. Платежный оборот и платежная система

  5. Инфляция и ее социально-экономические последствия

Тема 1. Происхождение и сущность денег

Вопросы, изучаемые в теме: происхождение и эволюция денег, функции денег и роль денег в экономике, эволюция форм и видов денег.

    1. Происхождение и эволюция денег

Деньги – это всеобщий эквивалент товарного обмена. Необходимость появления денег была обусловлена объективным развитием производительных сил и производственных отношений.

Деньги имеют товарное происхождение, они выделились из товарного мира в результате развития обмена и смены форм стоимости (табл. 1).

Таблица 1- Развитие обмена и форм стоимости

Виды общественного разделения труда

Сферы деятельности человека

Виды обмена

Формы стоимости

До первого общественного разделения труда

не выделены

обмен продуктами в случайной пропорции

простая, или случайная, форма стоимости

Первое общественное разделение труда

выделение земледелия и скотоводства

регулярный обмен продуктами

развернутая, или полная, форма стоимости

Второе общественное разделение труда

отделение ремесла от земледелия

упорядоченный

обмен посредством какого-то продукта, выполняющего на отдельных рынках роль всеобщего эквивалента

всеобщая форма стоимости

Третье общественное разделение труда.

обособление торговли

товарно-денежные отношения: товар – деньги – товар (т - Д - т)

денежная форма стоимости

Четвертое общественное разделение труда

Международное разделение труда - специализация стран на производстве отдельных товаров

Международная торговля

появление коллективных (искусственных) валют

На ранней ступени развития человечества обмен продуктами носил случайный характер, например, излишек дичи обменивал­ся на излишек рыбы в случайной пропорции.

Первое общественное разделение труда выразилось в вы­делении земледелия и скотоводства в отдельные сферы деятель­ности древнего человека. Земледельческие племена предла­гали к обмену излишки продуктов растениеводства (зерно, ово­щи, фрукты), скотоводческие племена - излишки продуктов животноводства (мясо, шкуры и молоко домашних животных). Перечень производимых продуктов и предлагаемых к обмену их излишков стал относительно постоянным, а обмен регуляр­ным.

После второго общественного разделения труда, которое вы­разилось в отделении ремесла от земледелия, обмен продолжал совершенствоваться. Из всего товарного мира начинают стихийно выделяться товары, которые какое-то время играют на местных рынках роль всеобщего стоимостного эквивалента. В качестве таких товаров в разное время на разных территориях выступали живой скот, бычьи шкуры, шкурки пуш­ных зверей, соль, украшения. При этом стоимость всех то­варов выражалась в одном всеобщем эквиваленте, роль которого закреплялась на конкретном рынке за одним товаром. Обмен становится еще более упорядоченным, а форма стоимости полу­чает название всеобщей. ­

Дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений привело к третьему крупному общественному разделению труда – выделению класса купцов, ростовщиков и ростовщического капитала, обособлению торговли. Целью производителей на данном этапе становится получить за продукт своего труда всеобщий товар, необходимый всем. Таким образом, возникла объективная необходимость выделения из товарного мира одного товара-эквивалента, посредством которого можно бы было выделить стоимость всех других товаров. Природные свойства золота (редкость, портативность, износостойкость, делимость, узнаваемость, транспортабельность, высокая потребительная стоимость) послужили причиной того, что оно выделилось из всеобщего разнообразия товаров и стало использоваться в качестве всеобщей меры стоимости – денег.

Таким образом, окончательное свое завершение всеобщая форма стоимости получила в денежной форме, когда всеобщим эквивалентом стал благородный металл. Стоимость товара получила форму цены, и всякий товар как стоимость представляет (идеально) определенное количество драгоценного металла.

Четвертым общественным разделением труда принято счи­тать международное разделение труда (МРТ). Под международным разделением труда понимается устойчивое производство определенных товаров, работ, услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей и для реализации на мировом рынке.

Международный обмен товарами и услугами требует осуществления международных расчетов, а для этого, в свою оче­редь, требуются средства международных расчетов (немоне­тарное золото, иностранные валюты, коллективные валюты). Если с возникновением и становлением государств в каждом из них появляются национальные денежные единицы, то с возникновением международных экономических организа­ций, в том числе региональных, некоторые из них начинают выпускать собственные счетные единицы - так называемые коллективные валюты.

    1. Функции денег и их эволюция. Роль денег в экономике.

Деньги выступают в качестве: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления, мировых денег.

Выполняя функцию меры стоимости, деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Формой проявления стоимости является цена товара. На стадии формирования товарных отношений деньги сыграли роль средства, приравнивающего к деньгам другие товары, сделав их соизмеримыми как части одного и того же денежного материала – золота или серебра. В результате товары стали относиться друг к другу в постоянной пропорции, то есть возник масштаб цен как определенный вес золота или серебра, фиксированный в качестве единицы измерения.

Ямайская валютная система, введенная в 1976-1978 гг., отменила официальную цену на золото, а также золотые паритеты, что зафиксировано в Уставе МВФ. В связи с этим потерял свое значение официальный масштаб цен.

Функция денег как средства обращения. Выполняя эту функцию, деньги играют роль посредника в обмене двух товаров: Т-Д-Т.

Особенностью данной функции является то, что передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно. В этой функции употребляются наличные денежные знаки. Как средство оплаты приобретаемых товаров деньги используются кратковременно. Одни и те же денежные знаки могут применяться многократно в различных сделках, перемещаясь от одних участников к другим. Здесь большое значение приобретает скорость обращения денег: чем быстрее совершается оборот, тем меньше нужно денег для обращения товаров.

Функция денег как средства платежа возникла в связи с развитием кредитных отношений. В этой функции деньги используются при продаже товаров в кредит.

Если при функционировании денег как средства обращения имеет место встречное движение денег и товаров, то при их использовании в качестве средства платежа в этом движении имеется разрыв. Покупая товар в кредит, должник передает продавцу долговое обязательство, которое будет окончательно оплачено лишь через определенный срок, что является основой для возникновения кредитных отношений.

Функцию сокровища первоначально выполняли полноценные деньги – золото и серебро. Поскольку деньги представляют всеобщее воплощение богатства, то возникает стремление к их накоплению (тезаврация). В данном случае за продажей товара не следует купля другого товара, а деньги выходят из обращения и превращаются в сокровище. В условиях металлического денежного обращения функция сокровища выполняла важную экономическую роль – стихийного регулятора денежного обращения.

Функция мировых денег проявляется во взаимоотношениях между странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах. В таких взаимоотношениях деньги используются для оплаты приобретаемых товаров при совершении кредитных и некоторых других операций. При применении различными странами полноценных денег- золота и серебра - не возникали серьезные осложнения с их использованием в международных отношениях. Здесь деньги отдельных стран мира могли применяться для расчетов с другими странами, исходя из действительной стоимости денежной единицы каждой страны. Когда же был совершен переход к неполноценным деньгам, прежняя практика оказалась недостаточно приемлемой. В новых условиях расчеты между странами стали производиться с помощью свободно конвертируемых валют.

    1. Эволюция форм и видов денег

С утверждением золота как всеобщего эквивалента утвердилась и потом большую часть времени существования человечества применялась первая форма денег – полноценные, или действительные, деньги. Эти деньги существовали в виде серебряных или золотых слитков, а позднее в виде аналогичных монет.

Особенность таких денег состоит в том, что они обладают высокой собственной стоимостью и не подвержены обесценению. Это значит, что при наличии полноценных золотых денег в обороте в количестве, превышающем действительную потребность, они уходят из оборота в сокровище. Напротив, при увеличении потребности оборота в наличных деньгах, золотые монеты беспрепятственно возвращаются в оборот из сокровища. Тем самым золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота без ущерба для владельцев денег.

В ходе эволюции человечества, особенно в 19-20 веках, полноценные деньги как элемент производственных отношений постепенно стали приходить в противоречие с производительными силами, основными причинами которого стали:

- дороговизна использования золотых денег, которые стоят намного больше, чем денежные знаки, изготовляемые из бумаги;

- невозможность обеспечить потребность оборота золотыми деньгами, поскольку потребности в деньгах растут быстрее, чем увеличивается добыча золота.

- неудобство использования золотых слитков и монет при мелких сделках

Таким образом, начали складываться предпосылки для перехода к новой форме денег – неполноценным деньгам, представителями которых являются бумажные и кредитные деньги.

Исторически бумажные деньги возникли из металлического обращения и появились в обороте как заместители ранее находившихся в обращении серебряных или золотых монет. Введение государством бумажных денег на первых порах, как правило, сопровождалось беспрепятственным и неограниченным их обращением наряду с золотыми деньгами и разменом их на золото. Однако войны и революции в этот период требовали больших расходов, которые покрывались неограниченным выпуском бумажных денег, что приводило к их обесценению. Экономическая природа бумажных денег такова, что исключает возможность устойчивого бумажно-денежного обращения. Во-первых, выпуск бумажных денег не регулируется потребностями товарооборота в деньгах; во-вторых, отсутствует механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения. Наиболее типичным является инфляционное обесценение бумажных денег, обусловленное их чрезмерной эмиссией.

Кредитные деньги – представители стоимости, создаваемой на базе кредита. Основой для возникновения и развития кредитных денег явилось развитие кредита и кредитно-денежных отношений.

Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обращение увязывается с действительными потребностями оборота. Ссуда выдается, как правило, под обеспечение, которым служат определенные виды запасов, а погашение ссуд происходит при снижении остатков ценностей. Такая особенность представляет собой важное преимущество кредитных денег. При нарушении связи с потребностями оборота кредитные деньги утрачивают свои преимущества и превращаются в бумажные денежные знаки.

Кредитные деньги прошли в своем развитии следующие этапы:

- вексель,

- банкнота,

- чек,

- банковские карты,

- электронные деньги.

Первой разновидностью кредитных денег стал вексель. Наряду с государственными бумажными деньгами векселя начали замещать металлические деньги, однако, сфера их использования была ограничена.

Примерно с 17 века банки стали создателями новых, более совершенных видов кредитных денег – банкнот. Вначале банкнота представляла собой долговую расписку банка о принятии на сохранность вклада денег – золотых и серебряных монет. С укреплением и развитием банков их долговые обязательства - банкноты – начали использоваться как платежные средства, стали обращаться, получили общественное признание. Это позволило банкам выдавать банкнотами кредиты под залог коммерческих векселей. Вместе с тем приобретение банкнотами статуса денег (платежных средств) обязывало банки в любой момент обменивать их на деньги (монеты, золото) или казначейские билеты, когда они еще были знаками золота.

В отличие от бумажных денег банкнота имела двойное обеспечение – вексельное и золотое, что способствовало саморегулированию банкнотного обращения согласно потребностям товарооборота. Постепенно выпуск банкнот был монополизирован центральными банками, которые сформировались в большинстве стран Европы к концу 19 века.

Современные банкноты неразменны на золото, но в известной степени сохраняя свою товарную природу, попадают под закономерности бумажно-денежного обращения. Выделяют три направления эмиссии современных банкнот:

- банковское кредитование хозяйства, которое обеспечивает связь денежного обращения с динамикой воспроизводства общественного капитала;

- банковское кредитование государства, когда банкноты эмитируются взамен государственных долговых обязательств;

- эмиссия банкнот под прирост официальных золотовалютных резервов.

Чек – письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате определенной суммы денег чекодателю или о перечислении этой суммы на другой счет.

Банковская карта – пластиковая карта, привязанная к лицевому счету одного из банков. Собственником карты является банк-эмитент, который передает держателю только полномочия владения и пользования картой. Средства на счете карты принадлежат владельцу карты

Основными видами банковских карт являются:

- расчетная или дебетовая карта;

- кредитная карта;

- внутренняя карта;

- международная карта.

Автоматизация банковских операций и использование Интернет-технологий способствовали возникновению новых методов погашения или передачи долга с применением электронных денег. Отличительная особенность электронных денег от банковских карт заключается в том, что расчеты по сделкам, осуществляемым с использованием банковских карт, осуществляются через банки, в случае применения электронных денег расчеты осуществляются внутри платежной системы эмитента электронных денег, минуя банковскую систему.

Таким образом, эволюция денежного обращения и общественного развития привела к демонетизации золота, а затем дематериализации денег.

Демонетизация означает утрату золотом функций денег, т.е. исключение золотых монет из внутреннего и внешнего денежного обращения во всех странах. Юридическое завершение демонетизации зафиксировано Ямайской валютной реформой. Со временем, перестав выполнять монетарные функции и роль всеобщего эквивалента, золото приобрело ценность: возросла его естественная потребительная стоимость. Золото продолжает также служить чрезвычайными деньгами, фондом мировых денег и частных накоплений. Учитывая значение золотовалютных резервов, государства стремятся поддерживать их на определенном уровне. Центральные банки используют свои золотые резервы для обеспечения своих кредитов. Поэтому фактическая демонетизация не завершена, а произошли определенные изменения в роли золота.

Дематериализация денег означает преимущественное использование безналичных денег (не имеющих материально осязаемой формы) в виде записей их остатков по счетам в банковских книгах, а в современных условиях – в памяти компьютеров.

Таким образом, в ходе развития производительных сил и общественных отношений произошла трансформация первой – полноценной - формы денег во вторую форму – неполноценные деньги. Все виды неполноценных денег превратились в средства для обмена, общепринятые в определенном платежном сообществе. Прямо и безотлагательно обслуживая наличный и безналичный оборот, они стали именоваться активными или чистыми деньгами

Одновременно широкое развитие получили различные ликвидные активы общества, которые, не будучи, деньгами, могут быть легко обращены в них при небольшом риске потерь, принося при этом держателям некоторый доход. Они получили название квазиденьги, или почти деньги. Эта группа включает в себя срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках и специальных кредитно-финансовых институтах, депозитные сертификаты, государственные ценные бумаги, а также электронные деньги.

studfiles.net

Конспект урока "Выгодно ли жить в кредит?"

Цель урока: Создавать условия для совершенствования знаний учащихся по теме "Проценты", для формирования у них умений проводить исследования, обрабатывать результаты и делать выводы.

Форма проведения: - групповая по уровням.

Необходимое оборудование: листы бумаги формат А 4, магниты, магниты, технологические карты для составления задач, карточки для рефлексии

Раздаточный материал: задания для групп в Интерент, для составления задач на сложные проценты.

Использование ИКТ: ноутбуки с выходом в Интернет, мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office + экран (для демонстрации информационных материалов, сопровождающих рассказ учителя, организации занятия – наглядности, пояснения, проверки заданий).

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Здравствуйте, ребята. Сегодня встреча произойдёт со мной, зовут меня Людмила Александровна, учитель математики из школы № 7. Я совсем недавно приехала в Саянск. Сейчас у меня встал вопрос о покупки квартиры. Даже не знаю брать мне кредит или нет? Ребята, помогите мне выбрать банк в котором надо взять кредит. И стоит ли его брать вообще.

Тема нашего урока "Выгодно ли жить в кредит?"

Пытаются решить задачу известным способом.

Слушают учителя.

Строят понятные для собеседника высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Тема:

Цель:

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Кредиты брали у Вас родители под проценты. А что такое процент? А если число увеличить или уменьшить на %, что надо сделать: 20 увеличиваем на 10%, уменьшить на 10 %? формулы по которым можно решить: где р- это процент, а А - начальная сумма.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Так Вы мне поможете принять решение - брать мне кредит или нет?

какие банки находятся в Саянске?

Я разделю Вас на 3 группы. В каждой группе выбирают (информатора, который будет заниматься поиском информации, теоретика, который готовит речь для защиты, оформителя, который заполняет технологическую карту практика-модельера, который решает учебную задачу, координатора, который следит и направляет весь ход решения. Курьера, который может направить работу от одного объекта к другому...

1 группа. Покупаете в будущем машину и берёте кредит в банке. Для этого Вам надо выбрать в интернете марку машины, стоимость, банк, где вы можете взять кредит, найти в нём онлайн калькулятор и сделать расчёт для выплаты.

2 группа. Поступаете в Колледж и берёте кредит на в банке, для этого Вам надо выбрать в интернете данные о Вашем колледже, стоимость обучения, банк где вы можете взять кредит.

3 группа. берёте кредит на недвижимость в банке, для этого Вам надо выбрать в интернете данные о о недвижимости, стоимость, банк где вы можете взять кредит.

Не забываем про страховку, которые дают банки. Кстати: если берём мы автокредит.... как называется стаховка на автомашину.... (ОСАГО), ипотеку? (страховка жилья),

Работа начинается, обсуждение начинаем с заставки сбербанка, работа закончится с этой же заставки, как только слышите мелодию заканчиваем обсуждение время 20- 25 минут, после этого каждый должен представить результаты, проделанной работы и сделать вывод: выгодно ли жить в кредит...

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4.Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Учитель наблюдает над работой учеников, консультирует. Ограничивает время действий

Проводят коллективное исследование, конструируют задачи. Анализ данных образовательного кредита, сравнение данных по кредиту, вывод

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой группы.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Защита проектов

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Учитель обращает внимание на проблему вначале урока. Так всё-таки выгодно брать кредит? Почему? Ребята, вы меня переубедили, я пойду и возьму кредит на квартиру.

Применяют новую точку зрения.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль успеха

- контрольно-оценивающая деятельность.(пройти по лестнице успеха)

С наступающим Новым годом вас, ребята. Думаю, что в следующем году сбудутся все наши желания....

Проводят выставки своих работ на магнитной доске.

Заполняют лестницу успеха своей деятельности на конец урока Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

infourok.ru

Конспект урока по экономике "Основные принципы кредитования"

Тема урока : Кредит и основные принципы кредитования

Цель: проанализировать положительные и отрицательные стороны пользования кредита

Задачи:

-формировать умения коллективного обсуждение проблем, связанных с кредитованием;

-развитие умения правильно расставлять приоритеты при выборе кредитных организаций;

-принимать разумное решение необходимости кредита.

Ожидаемые результаты

- предметные: владение понятием «кредит», «кредитная организация», «кредитный договор», «выплаты по кредиту»

- метапредметные: решение практических задач, владение информацией о кредите

- личностные; ответственность за пользование кредитом

Форма проведения занятия: практикум

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая

Методы, приемы: дебаты, анализ, незаконченнное предложение

Основные понятия и термины кредит, банк, заемщик, возвратность, кредитная организация, кредитный договор, выплаты по кредиту

Учебно-методическое обеспечение занятия (УМК, литература для педагога и обучающихся, материалы, оборудование и пр.)

учебник экономики ( И.В. Липсиц п.13), интерактивная доска, ребус, анкета, таблица, песня о кредите

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формируемые на занятии

Организационно-мотивационный этап

Приветствие

Ребус (прил1)

Определение темы

и анкетирование с целью выявления личностного опыта обучающихся (прил.2)

Формулировка темы

Определение цели занятия

Анкетирование. Выполняют анализ результатов анкетирования

Л

Р

П

Этап актуализации знаний

Статистические данные о кредитовании в Архангельской области (приложение 3)

Восприятие данных

Анализ данных

П

Л

Этап открытия новых знаний

Определение правил работы в группах, постановка цели и формулировка задания.

Дебаты «Кредит – это жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей»

Дебаты «Кредит – это жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей»

Деление обучающихся на 2 группы: «За» и «Против»

Самостоятельная работа в группах (прил.4)

П

Р

Л

К

Этап подведения итогов

Встреча с людьми, имеющих положительный и отрицательный опыт кредитования

Анализ целесообразности кредитов.

Задают вопросы

Оценка и самооценка обучающимися содержания деятельности на занятии.

П

Р

Л

К

Оценочно-рефлексивный этап

Метод неоконченного предложения

Заканчивают предложения

Кредит для меня это …

Я возьму кредит тогда, когда….

П

Р

Л

К

Домашнее задание по желанию

Сформулировать памятку для родителей по теме кредитования.

Определить тему памятки, респондента и правила или рекомендации.

П

Р

Л

К

Приложение 1

Приложение 2

Анкета для учащихся "Как вы относитесь к кредитам»

1. Пользовалась ли Ваша семья кредитором?

А) да

Б) нет

2. Основной мотивацией кредитования является понятие –

А) В кредит быстрее.

Б) Жалко отдавать деньги за раз.

В) лучше пользоваться желаемым уже сейчас, чем копить на это целый год.

 Г) Нехватка денег(маленькая зарплата.

3.На какие товары человек берет кредиты?

А) товары первой необходимости.

Б) квартиру

В) автомобиль

Г) образование

4.Выберите правильные ответы:

Главное, при решении взять потребительский кредит –

А) определить все за и против  

Б) рассчитать общую сумму %  

В) объективно подойти в вопросу ежемесячных выплат.  

Г) быть финансово грамотным

Приложение 3

Сведения о кредитах, предоставленных физическим лицам-резидентам

в иностранной валюте и драгоценных металлах

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

5 861 351

5 765 755

95 595

10 634 035

10 366 829

267 205

861427

802 661

58 766

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

697 741

689 487

8 254

1 166 199

1 135 931

30 268

80 996

75 105

5 891

Архангельская область

51 055

51 014

41

96 827

96 468

359

5 447

5 324

123

в том числе Ненецкий автономный округ

1 837

1 836

0

4 845

4 845

0

79

79

0

Архангельская область без данных по Ненецкому автономному округу

49 219

49 178

41

91 982

91 623

359

5 369

5 245

123

Начало формы

Приложение 4

Плюсы и минусы жизни в кредит

Плюсы: Можно долго не откладывая деньги приобрести дорогие вещи, оплатить учебу, поехать в туристическую поездку, купить квартиру, машину и т.д.; комфорт в доме приносит теплоту и уют в саму жизнь; кредит хорошо дисциплинирует, ведь вы не можете позволить незапланированные расходы, так как вам нужно рассчитаться с кредитом.

Минусы: За получение желаемого, проценты по кредиту, обойдутся в две такие вещи, это, по меньшей мере; При покупке дома или  машины, оформляется залог, которым служит имеющаяся у вас недвижимость или автомобиль не старше 3 лет; Для некоторых людей кредит вызывает душевный и психологический дискомфорт. Так как есть обязанность ежемесячной выплаты. Часто кредит воспринимается как деньги. На первый взгляд кажется, что для этого действительно есть основания. В современном хозяйстве в долг предоставляются в большей части денежные средства. Тем не менее деньги и кредит - это различные не только понятия, но и разные отношения. Для кредита характерна отсрочка платежа: стоимость переходит во временное владение и возвращается к кредитору только через определенный срок. Тем не менее деньги и кредит существуют рядом друг с другом, более того, они кажутся неразрывными. Однако это единство - в рамках общего движения стоимости, которое может включать различные по своей сущности и функциональному назначению процессы. Переход от одного процесса (купля-продажа с немедленной уплатой эквивалента) к другому (продажа с применением кредита) означает переход к новой форме отношений, к смене характера экономической сделки, переход от одной экономической категории к другой.

infourok.ru

План-конспект на тему "Кредиты. Что о них нужно знать"

План-конспект открытого занятия

в рамках недели финансовой грамотности

Тема занятия: «Кредиты. Что о них нужно знать»

Преподаватель: Горшкова Ю.А, Мазунина А.А., Михеева Ю.Н.

Дата занятия: 11.04.2017

Группа: 14-2 ТО, 14-3 ЭО, 14-5 РП

Тип занятия: Комбинированный

Наглядные пособия: Презентация, видеофильмы, раздаточный материал

Цели занятия:

Обучающая -

Сформировать у обучающихся способность принимать взвешенные обоснованные решения в отношении использования кредитных финансовых продуктов или услуг. Научить делать выводы, разбираться в правилах разумного финансового поведения

Развивающая -

Развитие памяти, аналитического мышления, коммуникабельности

Воспитывающая -

Формирование ответственности, самостоятельности, толерантности по отношению к другому мнению, формирование умения работать в команде

Оборудование: 1. ПК;

2. Мультимедийный проектор;

3. Экран.

Этапы занятия

Время мин

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный

момент.

Объявление темы и целей занятия.

1

Приветствие.

Тема занятия «Кредиты. Что о них нужно знать»

Приветствуют преподавателя.

2.

Актуализация знаний обучающихся

5

Преподаватель выводит на электронную доску вопросы к студентам по ранее изученному материалу

Студенты отвечают на вопросы.

3.

Объяснение новой темы

30

С помощью презентации преподаватель объясняет тему урока

Студенты слушают, после объяснения темы задают вопросы преподавателю

4.

Просмотр фильмов «Надо ли брать кредит», и «Чем грозит просрочка по кредиту»

10

С помощью технического оборудования преподаватель выводит на экран видеофильмы

Студенты просматривают видеофильмы, предложенные преподавателем

5.

Подготовка к деловой игре

5

Преподаватель делит студентов на микрогруппы. Объясняет правила игры. Раздает необходимые материалы.

Студенты делятся на команды

6.

Представление решений студентов по деловой игре

20

Регулирует деятельность студентов

Студенты обсуждают задание, анализируют высказывания других,

представляют наиболее выгодный вариант кредита

7.

Просмотр фильма «Как правильно взять кредит»

2

С помощью технического оборудования преподаватель выводит на экран видеофильм

Студенты просматривают видеофильм

8.

Закрепление и актуализация знаний. Метод «мозгового штурма»

15

Преподаватель задает студентам наводящие вопросы и выводит на экране памятку по получению кредита

Студенты отвечают на вопросы преподавателя, составляют памятку по получению кредита

9.

Подведение итогов занятия

2

Преподаватель задает вопросы по содержанию представленной темы

Студенты отвечают на вопросы

Преподаватель Горшкова Ю.А.______________________________________________

Преподаватель Мазунина А.А._______________________________________________

Преподаватель Михеева Ю.Н. _______________________________________________

СТАРАЙСЯ ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ!

infourok.ru

Деньги, финансы, бюджет, кредит, страхование, банки краткий конспект лекций

1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ДЕНЕГ

ДЕНЬГИ – неотъемлемый элемент развитого хозяйства, оказывающий существенное и постоянное воздействие на состояние конъюнктуры и на ход экономического цикла. Денежная система обеспечивает «обмен веществ» в нар. хоз. организме, в сложнейшем переплетении рыночных и производственных связей, опосредствует движение огромных масс товаров и ден. капитала, стимулирует развитие произв. сил через канал кредита и гос. финансов.

Наука о деньгах одна из наиболее динамичных и пользующихся популярностью экономич. дисциплины. Выражение производств. отношений между товаро-производителями,различных распределит. и перераспределит. отношений вхоз-весоставляет суть денег.

Появление денег вносит важные изменения в функционирование хоз. механизма. Впервые возникает всеобщая возможность торговых кризисов, которая резко усиливается с развтием кредитных отношений. В работах современных авторов приводится след. причины порождающие необходимость появления денег и их использования:

1.Отсутствие синхронизации поступлений и платежей, затрудняющие прямой товарообмен.

2.Наличие трансакционных издержек, т.е. затрат труда и ресурсов, необходимых для осуществления товарообменных сделок, в этом случае деньги – средство минимизации издержек.

3.Неопределенность хоз. перспектив, вынуждающая участников хоз. оборота накапливать ден. остатки для страховки от неплатежа и др. рисков.

4.Время, как неотъемлемый элемент процессов производства и обращения товаров, придающее деньгам роль связующего звена между настоящим и будущим.

Деньги явл. общественным феноменом: они существуют не только потому, что люди явл. существами общественными и вся их деятельность, включая и хозяйств., происходит в рамках обществ. структуры. Более важно то, что деньги функционируют лишь в рамках определенных общественных и хоз. отношений. Разные виды денег возникают в разных экономич. и соц. структурах.

Деньги нередко называют языком рынка.

Деньги – средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.

Роль денег рассматривается в аспекте микро- и макроэкономики. Также деньги выполняют важные функции в международных деловых операциях. Деньги можно представить себе как некую жидкость, которая потоками обращается внутри замкнутой системы.

Зависимость между деньгами и кругооборотом выражена в уравнении обмена: MV=PY, где

M – кол-воденег, находящееся в обращении V – скорость обращения денег

P – уровень цен

Y – реальный доход.

МОДЕЛЬ КРУГООБРОТА

Расходы на НД

 

РЫНКИ ПРОДУКТОВ

 

 

Сумм. расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Товары

 

Товары

 

 

 

 

 

 

ФИРМЫ

 

 

 

 

 

СЕМЕЙНЫЙ ХОЗ-ВА

 

Деньги

 

 

 

 

 

НацДоход

Ресурсы

 

 

 

 

Ресурсы

 

 

 

РЫНКИ РЕСУРСОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность денег вытекает из выполняемых ими функций: деньгами может быть все, что признается людьми за деньги и выполняет их функции.

Функции денег:

1.средство обращения

2.средство сохранения (накопления) богатства

3.мера стоимости (масштаб цен, счетные деньги)

СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ.

Деньги, имеющие широкое распространение предоставляет их владельцу некую всеобщую покупательную способность. Использование денег позволяет осуществить гибкий выбор типов икол-вапокупаемых товаров, выбор времени и места совершения покупки, а также партнеров по сделке. Если некое средство обращения используется в течение достаточно длительного времени, то его приемлемость становится достаточно стабильной. Приемлемость денег зависит от готовности и желания населения их использовать.

СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ:

Средство накопления – это особый род актива, сохраняемый после передачи товаров и услуг и обеспечивающий его владельцу покупательную способность в будущем.

Деньгам присуща ликвидность.

Ликвидность – называется такой актив, который может быть использован как средство платежа (или легко превращен в ср-воплатежа) и имеет фиксированную номинальную стоимость.

Хотя совершенная ликвидность денег делает их идеальным ср-вомнакопления на протяжении коротких периодов времени, деньгам присущ тот недостаток, что владельцу активов часто приходится жертвовать тем доходом, который мог бы быть при использовании менее ликвидных активов, т.е. деньги сами по себе доход не приносят.

МЕРА СТОИМОСТИ.

Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости (масштаб цен). деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров в терминах, известных каждому участнику товарообмена, т.е. национальных ден. единицах (счетных деньгах). Деньги используются как масштаб для измерения стоимости отдельных товаров и услуг, позволяя тем самым сориентироваться для принятия разумных решений. Некоторые из СКВ реально выполняют эту функцию и на международном уровне. В странах с высоким уровнем инфляции нередко предпочитают использовать в качестве единицы счета не местную, а иностранную валюту. Существует 2 формы ограничения функции денег в качестве единицы счета:

–бартерная торговля

–торговля с помощью купонов (у.е.)

Виды денег

В своем развитии деньги выступали в 2 видах:

действительные

знаки стоимости

--металлические

--бумажные

---бумажные деньги

---кредитные деньги

----вексель, чек, банкнота, электронные деньги, кредитные карты

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ – деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной. Для действит. денег характерна устойчивость, что обеспечивалось:

-свободным разменом на золотые монеты,

-свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы,

-свободным перемещением золота между странами.

ЗАНКИ СТОИМОСТИ – заместители действительных денег. Деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. выше затраченного на их Пр-вообщественного труда.

Кним относятся:

-металлические знаки стоимости (стершиеся золотые монеты, изготовленные из дешевых металлов)

-бумажные знаки стоимости (представлены бумажными или кредитными деньгами)

Сущность бумажных денег – ден. знаки, выпускаемые для покрытия дефицита бюджета и обычно не размениваемые на металл, но наделенные государством принудит. курсом 2 функций: - Средство Обращения и - Платежа.

Причины неустойчивости и обесценения бумажных денег:

1.Избыточный выпуск в обращение

2.Упадок доверия правительству

3.Неблагоприятные соотношения экспорта и импорта. Первые бумажные деньги в России – 1769

Кредитные деньги – экономическое значение этих денег состоит в том, чтобы «сделать» денежный оборот эластичным, способным отображать потребности товарооборота в наличных деньгах и способствовать развитию безналичного оборота.

вексель, банкнота, электронные деньги, кредитные карты.

ВЕКСЕЛЬ – безусловное долговое обязательство.

Дружеские векселя – встречные потоки платежей с целью учета в банке. Бронзовые векселя.

БАНКНОТА – их выпуск осуществляется посредством переучета векселей, но материальное обеспечение в виде товаров или золота отсутствует. В отличие от векселя, банкнота - бессрочное долговое обязательство, обеспеченное гарантией государства. Классические банкноты по истечении срока векселя, под который они выпущены возвращаются в Цбанк. Правом эмиссий банкнот наделен только ЦБ.

ЧЕК - разновидность переводного векселя. В чековом обращении учавствуют: чекодатель, чекодержатель и плательщик по чеку. Виды чеков:

-именные (выписаны на определенное лицо)

-ордерные ( на определенное лицо, но с правом передачи др. лицу)

-предъявительские

-расчетные (содержат письменное поручение банку произвести платежи со счета чекодателя на счет чекодержателя)

-акцептованные (по ним банк дает согласие произвести платеж)

-денежные (для получения наличных денег п\п и организациями в кассах банков)

-банковские (применяются в международных расчетах и в основном в неторговых операциях)

КРЕДИТНАЯ КАРТА – средство получения краткосрочной ссуды в кредитном учреждении. Виды кредитных карт:

-банковские

-торговые

-для приобретения бензина

-для оплат туризма и развлекательных мероприятий

2. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ. НАЛИЧНОЕ И БЕЗНАЛИЧНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.

ДЕНЕЖНАЯ МАССА И СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ.

Зависимость между деньгами и кругооборотом выражена в уравнении обмена:

MV=PY, где

M – кол-воденег, находящееся в обращении V – скорость обращения денег

P – уровень цен

Y – реальный доход.

Базой для ДО явл. обращение товаров, смена форм стоимости, т.е. превращение товарной формы стоимости в денежную и последующее использование денег для приобретения новых товаров создает возможность их постоянного движения. Однако, развиваясь на основе реализации товаров Денежное Обращение имеет некоторые особенности и не явл. простым повторением товарного обращения. Все произведенные товары после реализации покидают сферу обращения и потребления. Деньги, опосредствуя обмен товаров не покидают сферу обращения и вновь используются для осуществления новых товарных метаморфоз.

ДО - движение денег в наличной и безналичной формах.

В сфере обращения наличной денег действуют объективные законы кол-ваденег. Необходимый для обращения Закон открыт Марксом и формулируется: “При данной скорости обращения денег в качестве средства обращения или в качестве платежного средства общая сумма денег, находящихся в обращении на данном отрезке времени, определяется общей суммой, подлежащих реализации товарных цен + общая сумма платежей, приходящихся на тот же период времени – платежи, взаимно уничтожающиеся путем погашения (--сумма оборотов, в кот. одни и те же деньги функционируют попеременно то какср-вообращения, то какср-воплатежа) - было впоследствии дополнено. По Марксу:

 

Сумма цен

Сумма цен товаров,

Платежи

Сумма

 

взаимнопогаш.

 

 

 

 

Кол-воденег

реализ. товаров – проданных в кредит +

по обязат.

--

платежей

необходимых = ----------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

в обращении

Среднее число оборотов денег как ср-ваобращения иср-ваплатежа

При металлич. обращении кол-воденег в обращении регулируется стихийно с помощью денег вф-циисокровища. Т.е. если потребность в деньгах уменьшается, то излишние деньги уходят из обращения в сокровища. Если потребность в деньгах увеличивается, но обратное движение.

Изменение объема ден. массы может быть рез-томкак изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. В промышленно развитых странах обычно используются 2 показателя скорости оборота денег:

Показатель скорости обращения в кругообороте доходов ВНП / Денежная масса

Показатель оборачиваемости денег в платежном обороте Сумма переведенных ср-в по банковским текущим счетам

средняя величина ден. массы

Переполнение сферы Денежного Обращения излишними деньгами дает начало их обесценения.

3. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

2основных типа денежных систем:

-биметаллизм (роль эквивалента золото и серебро)

-монометаллизм (только золото или только серебро)

Система биметаллизма была очень широко распространена в эпоху первоначального накопления капитала в 16-18вв. в Европе. Однако существование 2 металлов противоречит природе денег как всеобщего эквивалента, поэтому с течением времени биметаллизм сменился монометаллизмом. 3 вида исторически:

-медный (Рим с 5 до 3 в до н.э.)

-серебренный (Россия с 1843 по 1852 гг., Голландия с 1847 по 1875 гг, Индия с 1852

по 1893 гг.)

-золотой (Англия с конца 18 в. и др. страны).

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ Золотой монометаллизм сущ. до первой мировой войны в форме золото-монетного

стандарта. Для этой системы характерны:

-свободная чеканка золотых монет

-свободный размен знаков

-свободное движение золота между странами.

БИМЕТАЛЛИЗМ

МОНОМЕТАЛЛИЗМ

Параллельной

Двойной

 

 

валюты

валюты

Золотой

Серебренный Медный

ЗолотоЗолотоЗолотоДевизная Замкнутых

монетный слитковая

девизная

валют

Страны, обладающие большими запасами золота (Англия, Япония, Франция) после первой мировой войны ввели у себя золото-слитковыйстандарт. Страны, не имеющие значительного запаса золота (Германия, Австрия, Дания, Норвегия) ввели у себя золотодивизный стандарт.

При золото-слитковомстандарте уже не сущ. свободной чеканки золотых монет, а размен денег на золото был ограничен стоимостью слитков (в Англии 1700L=12.4 кг золота). Призолото-девизномстандарте связь с золотом была еще более опосредованной. Необходимо было предварительно накопить валюту стран сзолото-слитковымстандартом, с тем, чтобы обменять ее на мировом рынке на золото.

Золото-слитковыйизолото-девизныйстандарты – системы без золотого обращения.

В1944 г. образован МВФ, который установил стоимость тройской унции золота (31.1г)

в35$. Доллар и Фунт стерл. были закреплены в качестве резервных валют, поддерживавших официально объявленную стоимость золота. Для современного развития характерно нарастающее вытеснение из обращения золота кредитными деньгами как во внутреннем обороте, так и на мировом рынке.

4. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Сущность финансов, закономерность их развития, сфера охватываемых ими Т-Дотношений и роль в процессе общественногоПр-ваопределяется экономическим строем государства, его природой и функцией. Как историческая категория финансы появились одновременно с возникновениемгос-ва.Причины: Расслоение общества на классы; РазвитиеТоварно-Денежныхотношений.

В докапиталистических гос-вах- натур. повинности, сборы (аппарат, строит.), пошлины, дань. В раннихгос-вахсобственностьгос-ва= собств. монарха. В16-17вв. разделение Гос. Казны и Собств. Монарха. Появляются ГосБюджет, Кредит. Формирование бюджета стало носить системный характер, т.е. системы дохода и расхода с определенным составом, структурой и законодат. закреплением. Осн. расходные статьи долго не измен. (воен., соц. сферы). Натур. повинности и сборыÆ денежн. налогиÎ распределение создаваемого продукта в стоимостном выражении.

Финансы явл. выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, имеют ярко выраженное общественное значение: формирование и использование денежных фондов посредством особых форм движения стоимости.

Финансы - система экономич. отношений, связанная с созданием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов в процессе распределения ВалВнутрПродукта и НацДохода.

ФИНАНСЫ И ДЕНЬГИ. Денежные отношения раньше и включают в себя Финансы.

Не любое движение денег явл. Фин Отнош.

Стадии общ. Пр-ва:

 

ПР

-----Р------О

------ПО

нет

ф и н а н с ы

нет

Ф возникают там, где происходит распределение стоим. произведенного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.

Важный признак Финансов - Распределение.ФО возникают там, где образуются фонды, кот. перераспределяются.

Пр/ Деньги: розничный товарооборот

Финансы: отношения между п\п при приобр. товаров и услуг между п\п и гос-вом,при уплате налогов в отд. звеньях бюдж. системы, покупка акций (уставный фонд)

Сущность и роль финансов в рыночной экономике.

В условиях рынка регулирование эк-киобеспечивается путем перераспределения фин. ресурсов. Благодаря такому перераспр. создаются необходимые фин. предпосылки для осуществления структурных сдвигов. Регулированиеэк-ки– осуществляется посредством саморегулирования, что обеспечивается функционироваем рынка в т.ч.финансов, т.к. рынок служит гибкостью и эластичностью экономики. Благодаря рынку создается возможность свободного и быстрого перераспредел. в нар. хоз. В некоторых случаях рын. механизм явл. бессильным. Требуется вмешательствогос-ва.Гос-воподдерживает приоритетные направления экон. развития, расширяет и совершенствует объекты соц. и произв. структуры, решает задачи, связанные с удовлетворением потребностей всего общества. Вмешательствогос-вавэк-куосновано на использовании стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью гос. инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики складыв. конкретный механизм влияния на экономику, кот. обеспечивает ее переход в новое качество. В регулированииэк-кипринимают участие разные звенья Фин. Системы (страхование, Фин. п\п, ГосБюджет,...). В процессе регулированияэк-кисоздаются необходимые предпосылки для изменения воспроизв, отраслевой и территор. структуры общ.Пр-ва.

Главный инструмент регулирования воспроизв. пропорций - Финансы. НД создается в сфере матер. Пр-ва. Для регулирования отраслевых пропорций используются Финансы п\п и

ГосБюджет. Межтерриториальное перераспредел. фин. ресурсов способствует выравниванию уровня экономич. и соц. развития регионов, тем самым способствует совершенствованию отраслевых пропорций в структуре эк-ки.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИНАНСОВ ЦЕНА: Первой вступает в распредел. процесс и определяет первичные пропорции в

нем. В цене заключены все структурные части стоимости, кот. далее распредел. и получают свои экономич. формы в виде фин. ресурсов и фондов. Цена подготавливает условия для функционирования финансов. Финансы конкретизируют пропорции, заложенные ценой. Отличие состоит в том, что объектом ценового распределения выступает только часть стоимости ВВП. Та часть, где цена отклоняется от стоимости, финансы распределяют всю его стоимость. По отношению к ценовому распределению, фин. распредел. явл. вторичным. Ценовое распределение занимается только распределением, а финансы распределяют и перераспределяют.

ЗАРПЛАТА: Финансы создают условия для нормирования распределения фонда зарплаты и других фондов оплаты труда. Эти категории - Ф, З/П - создают предпосылки для воспроизв. рабочей силы, а во взаимодействии стимулируют Произв. процесс. Источник з/п - финансы, а Фонд з/п при его экономии явл. сам явл. источником фин. ресурсов.

КРЕДИТ: Завершает распредел. процесс, т.к. фонды банков формируются на стадии перераспредел.. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что проявляется несоответствие в НАЛИЧИИ собственных средств и их потребности. Кредит дополняет фин. ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного Пр-ва.С помощью кредита происходит распределение фин. ресурсов между п\п, банками, гражданами, фин. учреждениями и т.д. Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые. Все фонды п/п концентрируются на счетах в банках и явл. источниками ссудных фондов для выдачи кредитов в банке, Между кредитом и Ф много общего, но главное - использование в кругообороте и воспроизв. процессе. Отличие - кредит возвращ. с процентом.

Функции финансов:

-распределительная

-контрольная

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - проявл. при распределение нац. дох., когда происходит создание первичных (основных) доходов. Осн. доход формируется при распределении НД среди участников.

Осн.Доход можно разделить на 2 группы:

1.Зарплата рабочих и служащих, доходы фермеров и крестьян, занятых в сфере матер. Пр-ва.

2.Доходы п\п в сфере матер. Пр-ва.

Первичное распределение на создает фондов Îнеобходимость вторичного, т.е перераспредел. НД, что связано с

•межотраслевым и территориальным перераспределением ср-вв интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов.

•наличием непроизв. сферы, где НД не создается

•перераспредел. доходов между разл. соц. группами населения.

Врезультате перераспределения создаются вторичные (производные) фонды, кот. вкл. доходы отраслей непроизв. сферы и налоги. Вторичные фонды служат для формирования конечных пропорций использования НД. Конечная цель распределения и перераспределения НД, совершаемая с помощью фин. - состоит в развитии производит. сил, создании рыночных структур эк-ки;укреплениигос-ваи обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.

 

ВВП

 

 

 

Фвозмещ

Фвозмещ - вкл. амортизацию и матер. затраты

 

 

 

НД

НД - формир. из 2 фондов: Потр и Накопл

 

 

 

Фпотр - вкл. - зарплату

Фпотр

 

Фнакопл

-фондсоц. развития

 

 

 

- фонд мат. поощрения

 

 

 

Они формируют Бюджет Текущих Затрат

 

 

 

Фнакопл - фонд расшир. Пр-ва,за счет прибыли

 

 

 

- фин. средства, в т.ч. страховые

 

 

 

формируют Бюджет Развития

Рассмотрим на примере выручки от реализации продукции. То же самое распределение ВЫРУЧКА

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Фвозмещ

 

 

 

 

Зарплата, отчисл. на соц. нужды,

(Аморт, мат затраты)

 

 

ПФ, Фзанят, ФсоцСтрах,

Затраты, необходимые

 

 

ФобязатМедСтрах

для непрерывн. Пр-ва

 

 

 

 

 

 

ПРИБЫЛЬ

 

 

валовая

 

 

 

 

 

 

3

4

 

5

Расчеты

Фпотр

ФНакопл

с бюджетом

ФматПоощрен

ФразвитияПр-ва

 

ФСоцРазвития

Резвервный фонд

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВ Занимается соблюдением пропорций в распорядительном процессе. Главной контролируемой пропорцией явл. пропорция между Фондами Потребления и Накопления.

Контрольная ф-цияфинансов - Контроль “рублем” в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль рублем ведется за произв. и непроизв. затратами; за соответствием этих затрат доходам; за формированием и использованием осн. Фондов и Обор. Средств.

Распределит. и контрольная ф-циифинансов осуществляются одновременно, т.к. любая фин. операция означает распределение обществ. продукта и НацДох. и контроль за этим распределением. Таким образом, распределит и контр.ф-цииреализ. через фин.

механизм, кот. вклюячает в себя:

1.Порядок формирования и использования ценрализованных и децентрализованных ден. ср-в.

2.методы фин. платирования

3.формы управления финансами и фин. системой

4.финансовое законодат.

5.совокупность организац. форм фин. отношений в нар. хоз-ве.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ - система действий фин. рычагов, выраж. в организации, планировании и стимулировании использования фин. ресурсов.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ - ден. ср-ва,имеющиеся в распоряжении хозяйств. субъекта. Они направляются на развитиеПр-ва,содержание и развитие объектов наПроизв. сферы, Потребл., а также могут оставаться в резерве.

Вструктуру фин. механизма включ. 5 взаимосвяз. элементов:

1.фин. методы - способы воздействия фин. отношений на хоз. процесс. Их действие проявляется в образовании и использовании ден. фондов.

2.фин. рычаги - представляют собой прием действия фин. методов.

3.правовое обеспечение - вкл. законодат. акты, постановления, приказы и др. правовые документы органов управления.

4.нормативное обеспечение - образует инструкции, нормы, нормативы, тарифные ставки, иетодич. указания и разъяснения и т.д.

5.информационное обеспечение - состоит из разного рода экономич., коммерч., фин, и проч. информ. К фин. информации относится осведомление о фин. устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, % на товарных, фондовых и вал. рынках.

studfiles.net


Смотрите также