Вопросы к итоговому экзамену по дисциплине «философия» (3 кредита) на 2013-2014 учебный год. Философия кредита


У кредита и у депозита

Фермер приходит в банк и просит кредит на 50,000 долларов США. Банковский работник начинает оформлять бумаги.

— Что ты собираешься делать с этими деньгами? — спрашивает он фермера.— Я хочу приобрести удобрения, которые помогут мне увеличить урожай зерновых и гербициды, которые помогут мне защитить эти посевы от вредителей.— Что у тебя есть для обеспечения залога?— Есть два комбайна 2000 года выпуска, есть трактор 2005 года выпуска, есть личный автомобиль, есть ферма и 200 голов крупного рогатого скота, есть мой дом…В конце концов фермеру оформляют кредит под залог его имущества и выдают 50,000 долларов США.

Спустя несколько месяцев фермер снова приходит в банк, достает пачку денег и возвращает кредит, а также все проценты по нему.— Что ты собираешься делать с остальными деньгами? — спрашивает его тот же работник банка.— Положу в свой сейф, — говорит фермер.— Ты можешь сделать депозит в нашем банке.

Фермер подумал и спросил:— А что у банка есть для обеспечения залога моих денег?

Как ни удивительно читателям, но оба финансовых инструмента нуждаются в оформлении залога.

Именно отсутствие официального банковского залога перед клиентами банка при проведении депозитарных операций с деньгами населения и финансовыми средствами предприятий приводит к тому, что иногда банкиры сбегают в теплые края, прихватив с собой чужие финансовые средства, доверенные им на хранение.

На уроке зоологии учительница спрашивает: «Дети, кто знает, как выглядит ондатра?» Петров отвечает: «Это такой милый, полезный для человека зверёк с мягкой шкуркой и пушистым хвостом». Учительница снова: «А кто знает, как выглядит крыса?» Иванов: «Это гадкое животное с жёсткой редкой шерстью, жуткими клыками и противным лысым хвостом». Учительница назидательно: «Так вот, дети, знайте, что ондатра — это тоже крыса, просто у неё лучше PR».

Для справки:  Под сокращением PR (Public Relations, пи-ар) подразумевается формирование общественного мнения о товаре, человеке, компании, событии.

Если же сокращение PR применить к банковской деятельности, то под ним будет подразумеваться «искусство формирования благоприятного отношения потребителей к банковской деятельности путём создания представления о том, что банки оказывают услуги исключительно в интересах потребителей своих услуг, а не ради получения прибыли«.

Возможен вариант и иной трактовки PR (PageRank , пэйдж-ранк) — алгоритм ссылочного ранжирования или числовая величина, характеризующая «важность» веб-страницы с контентом в сети интернет. Также подходит для правильного толкования.

Говоря о различных экономических моделях, необходимо понимать, что экономика, как, скажем, и физика, не может быть исламской, христианской, иудаистской или буддистской.

Но сегодня экономическая модель  мира стран G20 (стран «большой двадцатки») коренным образом отличается от модели иных многих стран, к примеру, с мусульманским укладом жизни. Причём эти экономические модели антагонистичны друг другу, соответственно их навязывание через финансовую систему G20 для таких стран как Афганистан, Иран не приведёт ни к каким положительным результатам, кроме военных действий…  Вот что об этом говорит Андрей Журавлев в своей статье «Финансисты, чтущие Коран»:

«В проповедях пророка Мухаммада, составляющих Коран — священное писание мусульман, и священном предании — Сунне неоднократно поднимаются вопросы, сопряжённые с хозяйственной деятельностью членов мусульманской общины. Сформулированные Мухаммадом предписания для этой сферы человеческой активности представляют собой часть вероучения ислама, его этической доктрины, а также, при истолковании по особым правилам, — и особый раздел мусульманского права, фикха…

…Воплощая принцип справедливости в экономической сфере, шариат, т. е. продиктованный свыше божеский закон, заповеданный человеческому обществу, накладывает запрет на информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском (га.рар), спекулятивный доход (ме.йсир), ссудный процент (ри.ба).

…В западной банковской системе деньги сначала заимствуются у одной группы экономических агентов, а затем ссужаются другой группе. Обе части «уравнения» предполагают процент: выплату — «слева», взимание — «справа». В исламской модели, исключающей процент, дело обстоит иначе: одна сторона, в сущности, выступает как принципал, а другая — как агент. В шариате такая форма контракта называется «мудараба» и представляет собой партнёрство в прибыли.

Её суть состоит в следующем. Одна сторона (раб уль-маль — владелец денег, финансист) вносит в предприятие капитал, вклад второй стороны (мудариба — агента) — физический труд или управленческая деятельность, благодаря которым предприятие, собственно, и реализуется. Получаемая прибыль делится между сторонами в той пропорции, которую они заблаговременно установили формальным соглашением. В то же время, если предприятие терпит неудачу и оборачивается не прибылью, а убытками, финансовые потери ложатся только на раб ульмаля. Шариат полагает, таким образом, что потери, понесённые второй стороной и выражающиеся, соответственно, в безрезультатной затрате физической и нервной энергии и времени, не менее весомы, чем потерянные деньги. Иными словами, вероятные риски и убытки, так сказать, не смешиваются и остаются функцией конкретного ресурса: денег для финансиста и человеческой энергии — для предпринимателя.

Данная экономическая модель, как мне кажется, намного нравственнее, чем существующая в «развитых» странах сегодня.

 

 

 

www.krasnostup.com

Вопросы к итоговому экзамену по дисциплине «философия» (3 кредита) на 2013-2014 учебный год

  • Зарождение философии: где

  • Веды – это:

  • 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады.

  • Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригведа

  • Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман

  • Брахман как начало бытия обозначает:

  • Атман как начало бытия обозначает:

  • Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии

  • Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии

  • Астика в философии Древней Индии.

  • Какие учения относятся к Астике?

  • Настика в философии Древней Индии

  • Какие учения относятся к Астике?

  • Понятие сансары в древнеиндийской философии

  • Понятие кармы в древнеиндийской философии

  • Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизм в трактовке смысла жизни

  • Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма – правильная вера, правильное познание, правильное поведение.

  • Философия буддизма. «Типитака». 4 благородные истины буддизма. Суть человеческой жизни по буддизму - страдание. «Средний путь» - главная идея буддизма.

  • Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.

  • Два направления в буддизме – хинаяна и махаяна

  • В чем состоит отличие буддизма от других мировых религий?

  • Философия конфуцианства - управление на традициях, ритуале и добродетели. «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

  • Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».

  • «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция

  • Какие древнекитайские учения считаются оппонентами конфуцианства?

  • Главная идея даосизма. Основоположник – Лао цзы

  • Что означают понятия «дао», «у-вэй» в даосизме?

  • Суть моизма и принципа «всеобщей любви и взаимной выгоды».

  • Легизм – философия сильной государственной власти. Основной принцип данного учения?

  • Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.

  • Представление о сущности человека характерное для античной философии.

  • Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.

  • Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

  • Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»).

  • Проблема первоначала по Гераклиту.

  • Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»

  • Элейская школа – родоначальники рационализма: Ксенофан, Парменид, Зенон.

  • Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».

  • Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».

  • Апории Зенона.

  • Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители.

  • «Архэ» у Анаксагора

  • «Архэ» у Эмпедокла

  • Первые платные учителя философии, риторики, эристики в античной Греции, повернувшие философию от изучения физиса и космоса к проблеме человека?

  • Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина, своя правда».

  • Философия Протагора – видного представителя старших софистов. «Человек – есть мера всех вещей».

  • Этический рационализм Сократа (единство мудрости и нравственности) – «Добродетель есть знание». «Познай самого себя», «Если хочешь делать добрые поступки, нужно знать, что такое добро вообще».

  • Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».

  • Философский метод Сократа – «майевтика». В чем состоит его суть?

  • Назовите малые сократические школы, продолжившие дело своего учителя Сократа

  • Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» - подлинное бытие и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие.

  • 3 части души по Платону: какие и в зависимости от чего происходит данное разделение

  • Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.

  • Название философской школы Платона?

  • Философия Аристотеля – первого учителя человечества, энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики (силлогистики), считавший, что «Логика есть орудие научного познания».

  • Название философской школы Аристотеля.

  • Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».

  • Философия асоциальной свободы (вне общества) киников

  • Философские идеи Диогена – представителя кинизма. «Ищу человека».

  • Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. Название философской школы Эпикура - «Сад».

  • Философия стоицизма. Идеал человека в понимании стоиков.

  • Воздержание от суждений («эпохе») о чем-либо - основная идея философии скептицизма.

  • Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, их суть.

  • Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».

  • Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии (бог – человек). Рассмотрение человека в средневековой философии (человек есть образ и подобие Бога).

  • Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану – «Верую, ибо нелепо».

  • Два основных этапа (формы) христианской философии – патристика и схоластика

  • Как называется учение христианских «отцов церкви»?

  • Термин «схоластика» означает:

  • Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идею христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем».

  • Основные проблемы средневековой схоластической философии

  • Между какими направлениями происходит полемика об универсалиях (природе общих понятий) в схоластической средневековой философии?

  • Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.

  • Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья.

  • Монотеистическая религиозность – основа арабо-мусульманской философии. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм.

  • Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.

  • Основные течения арабо-мусульманской философии – калам, фальсафа, суфизм.

  • Калам – мусульманская теология

  • Идеи школы мутакалимов в обсуждении догматов Корана

  • Идеи школы мутазилитов в обсуждении догматов Корана

  • Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.

  • Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Какой город в философии аль-Фараби является идеалом общественного устройства? Правители добродетельного города по аль-Фараби.

  • Фальсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.

  • Ибн Рушд (Аверроэс) - автор теории о «двойственной истине».

  • Суфизм – это: (определение). Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.

  • Аль-Газали – представитель суфизма в арабо-мусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов».

  • Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.

  • Понимание человека, характерное для философии Ренессанса («человек – творец, художник»)

  • Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Сущность гуманизма Ренессанса – величие и могущество человека

  • Основные представители итальянского гуманизма.

  • Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».

  • Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».

  • Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители.

  • Что такое пантеизм в трактовке натурфилософии Возрождения?

  • Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.

  • Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.

  • Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».

  • Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца».

  • Основатель немецкого реформационного движения – Мартин Лютер, его основные идеи

  • Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.

  • Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание – сила».

  • Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

  • Что такое «идолы» по Ф. Бэкону?

  • Какие «идолы» - врожденные, какие приобретенные?

  • Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».

  • Суть «картезианского сомнения».

  • Метод познания по Р. Декарту – рационалистическая дедукция, его суть.

  • Кто в философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной)?

  • Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».

  • Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabularasa» («чистая доска»).

  • Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница

  • Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.

  • Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.

  • Как называется историческая форма материализма XVIIIв? Представители механистического материализма и натурфилософииXVIIIв.:

  • Идеи деизма в философии Просвещения XVIIIв.

  • Географический детерминизм Монтескье

  • Немецкая классическая философия. Представители идеалистического направления в немецкой классической философии. Представитель материализма в немецкой классической философии.

  • Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»

  • Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта

  • Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).

  • Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».

  • Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии. К какому направлению в философии относится система Гегеля?

  • Предмет философии по Гегелю – «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении»

  • Абсолютная идея – основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля. «Мир есть развивающаяся абсолютная идея».

  • 3 части философской системы Гегеля (логика, философия природы, философия духа).

  • Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез.

  • Антропологический материализм Л. Фейербаха. «Философия будущего» есть учение о человеке. Позиция оптимистического гностицизма Л. Фейербаха.

  • Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог.

  • Философия марксизма. Основные направления марксистской философии – диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм – историческая форма материализма.

  • Материалистическое понимание истории. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма.

  • Теоретические источники марксизма.

  • Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.

  • Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».

  • Суть позитивизма

  • Три исторические формы позитивизма

  • О. Конт – основоположник позитивной философии.

  • Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть.

  • Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.

  • Сущность иррациональной философии (иррационализма).

  • Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра.

  • «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества.

  • Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.

  • Понимание бытия в философских концепциях XXв.

  • Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма

  • Кто ввел понятие «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма, в чем ее суть?

  • Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю

  • Философия психоанализа – исследование природы бессознательного. З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация

  • Понятие «архетип» (коллективное бессознательное) в «аналитической психологии» К.Г. Юнга

  • «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности»

  • Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа

  • Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов

  • Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов

  • Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства.

  • Философия политики и права Ч. Валиханова

  • Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания»

  • Нравственно-этические проблемы как центральный вопрос философии Абая Кунанбаева. Главный принцип – «Будь человеком» («Адам бол»). Человек – хозяин и создатель своей судьбы.

  • И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека

  • Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть

  • Этимология термина «философия»

  • Определение философии как науки

  • Что такое функции философии. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии

  • Понятие мировоззрения

  • Исторические типы мировоззрения. Истоки философии.

  • Понятие религии

  • Мифология как тип мировоззрения – это:

  • Что их объединяет мифологию, религию, философию как типов мировоззрения?

  • Отличие философии от мифологии и религии

  • Понятие теоцентризма

  • Понятие деизма

  • Понятие пантеизма

  • Понятие монотеизма и политеизма

  • Основные разделы философии

  • Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии, определение

  • Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита

  • Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая

  • Материализм как философское направление

  • Идеализм как философское направление

  • Основные формы материализма с точки зрения исторического развития

  • Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть (определение)

  • Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения

  • Материалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это

  • Идеалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это

  • Философское определение материи.

  • Атрибуты и формы бытия материи – движение, пространство, время

  • «Время» как философская категория (определение)

  • Диалектика, ее изначальная форма

  • Диалектика как философская теория и метод

  • Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм, софистика

  • Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития

  • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.

  • Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью

  • Натурфилософия как умозрительная философия природы

  • Гносеология как философское учение

  • Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира

  • Рационализм как гносеологическая концепция

  • Эмпиризм как гносеологическая концепция

  • Сенсуализм как гносеологическая концепция

  • Основные формы познания: чувственное и рациональное

  • Формы чувственного познания

  • Формы рационального познания

  • Уровни научного познания: эмпирический и теоретический

  • Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии

  • Определение понятия «общество»

  • Философская антропология как учение о человеке. Вопросы изучения философской антропологии

  • Логика как учение

  • Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло.

  • Эстетика как учение

  • Аксиология как учение

  • Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений

  • Понятие гедонизма

  • Эвдемонизм – это?

  • Понятие «архэ»

  • Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека

  • Сущность социологизаторского подхода к определению сущности человека

  • Сущность теологического подхода к определению сущности человека

  • Человек, индивид, личность. Понятие личности

  • Процесс социализации личности

  • Понятие антропогенеза

  • Понятие антропосоциогенеза

  • Понятие антропоцентризма

  • Основные концепции смысла жизни: гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, прагматизм, суть каждой из этих концепций

  • Эсхатология как религиозное учение о конце света

  • Классификация исторических типов философии

  • Список рекомендуемой литературы при подготовке к итоговому экзамену по дисциплине «Философия»

    studfiles.net

    Вопросы к итоговому экзамену по дисциплине «философия» (3 кредита) на 2013-2014 учебный год

  • Зарождение философии: где

  • Веды – это:

  • 4 составные части Вед: самхиты, брахманы, араньяки, упанишады.

  • Самая главная и ранняя из самхит (сборников) Вед - Ригведа

  • Проблема начала бытия в древнеиндийской философии: брахман и атман

  • Брахман как начало бытия обозначает:

  • Атман как начало бытия обозначает:

  • Сущность ортодоксальных учений в древнеиндийской философии

  • Сущность неортодоксальных учений в древнеиндийской философии

  • Астика в философии Древней Индии.

  • Какие учения относятся к Астике?

  • Настика в философии Древней Индии

  • Какие учения относятся к Астике?

  • Понятие сансары в древнеиндийской философии

  • Понятие кармы в древнеиндийской философии

  • Локаята – основное материалистическое учение Древней Индии: основные идеи: о 4-х первоэлементах; гедонизм в трактовке смысла жизни

  • Философия джайнизма. «Три драгоценности» джайнизма – правильная вера, правильное познание, правильное поведение.

  • Философия буддизма. «Типитака». 4 благородные истины буддизма. Суть человеческой жизни по буддизму - страдание. «Средний путь» - главная идея буддизма.

  • Конечная цель человеческих усилий, освобождение по буддийскому учению.

  • Два направления в буддизме – хинаяна и махаяна

  • В чем состоит отличие буддизма от других мировых религий?

  • Философия конфуцианства - управление на традициях, ритуале и добродетели. «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

  • Основные понятия конфуцианства: жэнь, «шу», «ли», «чжунюн», «сяо».

  • «Благородный муж» – социальный идеал Конфуция

  • Какие древнекитайские учения считаются оппонентами конфуцианства?

  • Главная идея даосизма. Основоположник – Лао цзы

  • Что означают понятия «дао», «у-вэй» в даосизме?

  • Суть моизма и принципа «всеобщей любви и взаимной выгоды».

  • Легизм – философия сильной государственной власти. Основной принцип данного учения?

  • Характерные черты античной философии: космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика.

  • Представление о сущности человека характерное для античной философии.

  • Милетская школа – первая материалистическая философская школа античной Греции. Основные представители. Фалес – основоположник Милетской школы.

  • Основная философская проблематика Милетской школы – вопрос о первоосновах всего сущего. «Архэ» у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

  • Учение Гераклита о всеобщем изменении и противоречивости всего сущего. Принцип «пантареи» («все течет»).

  • Проблема первоначала по Гераклиту.

  • Философия Пифагора – автора термина «философия». Первый принцип и первооснова мира по Пифагору. «Все есть число»

  • Элейская школа – родоначальники рационализма: Ксенофан, Парменид, Зенон.

  • Понятие бытия как главная проблема философии Парменида. «Бытие есть, а небытия нет».

  • Антропоморфизм Ксенофана – представителя элейской школы. «Каков человек – таков его Бог».

  • Апории Зенона.

  • Древнегреческий атомизм – вершина античного материализма, ее представители.

  • «Архэ» у Анаксагора

  • «Архэ» у Эмпедокла

  • Первые платные учителя философии, риторики, эристики в античной Греции, повернувшие философию от изучения физиса и космоса к проблеме человека?

  • Агностицизм софистов. «У каждого человека своя истина, своя правда».

  • Философия Протагора – видного представителя старших софистов. «Человек – есть мера всех вещей».

  • Этический рационализм Сократа (единство мудрости и нравственности) – «Добродетель есть знание». «Познай самого себя», «Если хочешь делать добрые поступки, нужно знать, что такое добро вообще».

  • Философский девиз Сократа – «Знаю, что ничего не знаю».

  • Философский метод Сократа – «майевтика». В чем состоит его суть?

  • Назовите малые сократические школы, продолжившие дело своего учителя Сократа

  • Философия Платона – создателя системы объективного идеализма. Учение об идеях – «мир идей» - подлинное бытие и «мир чувственных вещей» - кажущееся бытие.

  • 3 части души по Платону: какие и в зависимости от чего происходит данное разделение

  • Учение Платона об идеальном государстве, главная цель которого достижение благой жизни. Социальная структура идеального государства по Платону. Правители – философы.

  • Название философской школы Платона?

  • Философия Аристотеля – первого учителя человечества, энциклопедиста, систематизатора философских и научных знаний в античной Греции, основателя формальной логики (силлогистики), считавший, что «Логика есть орудие научного познания».

  • Название философской школы Аристотеля.

  • Человек по определению Аристотеля. «Человек – политическое животное».

  • Философия асоциальной свободы (вне общества) киников

  • Философские идеи Диогена – представителя кинизма. «Ищу человека».

  • Философские идеи эпикуреизма: атомизм, этика, гедонизм. Название философской школы Эпикура - «Сад».

  • Философия стоицизма. Идеал человека в понимании стоиков.

  • Воздержание от суждений («эпохе») о чем-либо - основная идея философии скептицизма.

  • Основные принципы (основания) философии христианского средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, их суть.

  • Статус философии в западноевропейской философии средневековья - «Философия – служанка теологии, богословия».

  • Бытийное отношение бога и человека в средневековой западноевропейской философии (бог – человек). Рассмотрение человека в средневековой философии (человек есть образ и подобие Бога).

  • Проблема соотношения веры и разума по Тертуллиану – «Верую, ибо нелепо».

  • Два основных этапа (формы) христианской философии – патристика и схоластика

  • Как называется учение христианских «отцов церкви»?

  • Термин «схоластика» означает:

  • Учение Аврелия Августина – христианского теолога, развивающего идею христианского платонизма. Основные идеи трактата «О граде Божьем».

  • Основные проблемы средневековой схоластической философии

  • Между какими направлениями происходит полемика об универсалиях (природе общих понятий) в схоластической средневековой философии?

  • Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики, создателя томизма. «Сумма теологии», «Сумма против язычников». 5 доказательств существования Бога.

  • Монотеистическая религиозность как основа арабоязычной философии средневековья.

  • Монотеистическая религиозность – основа арабо-мусульманской философии. Мировоззренческая направленность арабо-мусульманской философии – теоцентризм, пантеизм.

  • Аль-Кинди – первый философ арабов и восточного аристотелизма.

  • Основные течения арабо-мусульманской философии – калам, фальсафа, суфизм.

  • Калам – мусульманская теология

  • Идеи школы мутакалимов в обсуждении догматов Корана

  • Идеи школы мутазилитов в обсуждении догматов Корана

  • Аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд – представители восточного перипатетизма (аристотелизма). Энциклопедическая образованность как черта представителей восточного перипатетизма.

  • Философия аль-Фараби – «Второго Учителя». Идеал общественного устройства в этико-социальном трактате «О взглядах жителей добродетельного города». Какой город в философии аль-Фараби является идеалом общественного устройства? Правители добродетельного города по аль-Фараби.

  • Фальсафа (принцип рационализма) – основа философии восточного перипатетизма.

  • Ибн Рушд (Аверроэс) - автор теории о «двойственной истине».

  • Суфизм – это: (определение). Аскетический образ как практическая реализация этических норм в суфизме.

  • Аль-Газали – представитель суфизма в арабо-мусульманской философии средневековья. Критика восточного аристотелизма и аристотелевских воззрений в целом в трактате «Опровержение философов».

  • Характерные черты мировоззрения и философии эпохи Возрождения: эстетизм, антропоцентризм, гуманизм, поиск индивидуальности.

  • Понимание человека, характерное для философии Ренессанса («человек – творец, художник»)

  • Человек как основная проблема философии гуманистов Ренессанса. Сущность гуманизма Ренессанса – величие и могущество человека

  • Основные представители итальянского гуманизма.

  • Ф. Петрарка – первый гуманист, отец «гуманизма».

  • Идеи Эпикура в воззрениях итальянского гуманиста Лоренцо Валлы. «О наслаждении как истинном благе».

  • Натурфилософия эпохи Возрождения, ее представители.

  • Что такое пантеизм в трактовке натурфилософии Возрождения?

  • Новая картина бытия - идеи гелиоцентризма Н. Коперника.

  • Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.

  • Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».

  • Идеи утопизма в философии Т. Кампанеллы. «Город Солнца».

  • Основатель немецкого реформационного движения – Мартин Лютер, его основные идеи

  • Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.

  • Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание – сила».

  • Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

  • Что такое «идолы» по Ф. Бэкону?

  • Какие «идолы» - врожденные, какие приобретенные?

  • Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».

  • Суть «картезианского сомнения».

  • Метод познания по Р. Декарту – рационалистическая дедукция, его суть.

  • Кто в философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной)?

  • Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».

  • Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabularasa» («чистая доска»).

  • Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница

  • Учение об единой субстанции (природе) Б. Спинозы.

  • Культ науки и прогресс человечества как исходная идея философии Просвещения XVIIIв.

  • Как называется историческая форма материализма XVIIIв? Представители механистического материализма и натурфилософииXVIIIв.:

  • Идеи деизма в философии Просвещения XVIIIв.

  • Географический детерминизм Монтескье

  • Немецкая классическая философия. Представители идеалистического направления в немецкой классической философии. Представитель материализма в немецкой классической философии.

  • Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»

  • Агностицизм и априоризм о наличии границ познавательной способности человека. Учение об антиномиях (неразрешимых противоречиях) И. Канта

  • Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).

  • Этический закон И. Канта – «категорический императив». «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».

  • Творчество Г. Гегеля – вершина немецкой классической философии. К какому направлению в философии относится система Гегеля?

  • Предмет философии по Гегелю – «Философия есть современная эпоха, постигнутая в мышлении»

  • Абсолютная идея – основное философское понятие теории объективного идеализма Гегеля. «Мир есть развивающаяся абсолютная идея».

  • 3 части философской системы Гегеля (логика, философия природы, философия духа).

  • Диалектика Гегеля – вклад в развитие философии: в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма. «Триада»: тезис – антитезис – синтез.

  • Антропологический материализм Л. Фейербаха. «Философия будущего» есть учение о человеке. Позиция оптимистического гностицизма Л. Фейербаха.

  • Атеистически-антропологическая теория Л. Фейербаха – проблема бога связанная с антропологией. Корни религии. Религия «любви». «Человек человеку – Бог.

  • Философия марксизма. Основные направления марксистской философии – диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм – историческая форма материализма.

  • Материалистическое понимание истории. Общественное бытие определяет общественное сознание - одно из основных положений исторического материализма.

  • Теоретические источники марксизма.

  • Формационная теория исторического развития К. Маркса. Понятие «общественно-экономическая формация». Уничтожение эксплуатации, пролетарская революция и установление диктатуры пролетариата – условия перехода от капиталистической формации к коммунистической.

  • Марксистское понимание сущности человека. «Человек – есть совокупность общественных отношений».

  • Суть позитивизма

  • Три исторические формы позитивизма

  • О. Конт – основоположник позитивной философии.

  • Главная идея неопозитивизма. Верификация – основной принцип неопозитивизма, его суть.

  • Постпозитивизм как философское направление, настаивающее на развитии знания, посредством коренных преобразований, научных революций.

  • Сущность иррациональной философии (иррационализма).

  • Волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра.

  • «Философия жизни». Определение жизни как потока, изменения, творчества.

  • Основные положения философии Ф. Ницше: «воля к власти», идея «Сверхчеловека», нигилизм – «Бог умер», религия и рабская мораль.

  • Понимание бытия в философских концепциях XXв.

  • Экзистенциализм – философия существования. Бытие человека в центре философии экзистенциализма

  • Кто ввел понятие «пограничная ситуация» в философии экзистенциализма, в чем ее суть?

  • Экзистенциальные идеи А. Камю. Категория «абсурда» и «бунта» в философии А. Камю

  • Философия психоанализа – исследование природы бессознательного. З. Фрейд – основатель психоанализа. Теория либидо, сублимация

  • Понятие «архетип» (коллективное бессознательное) в «аналитической психологии» К.Г. Юнга

  • «Индивидуальная психология» А. Адлера. Понятие «комплекса неполноценности»

  • Социопсихологизм Э. Фромма – взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе общественного развития; соединение марксизма и психоанализа

  • Герменевтика как учение и метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов

  • Космоцентризм как главная особенность традиционной философии казахов

  • Философия казахского Просвещения. Ч. Валиханов – основоположник казахского Просвещения. Проблема шаманства.

  • Философия политики и права Ч. Валиханова

  • Абай Кунанбаев – казахский просветитель, основоположник казахской письменной литературы. Требование о критическом подходе и преобразованиях современного казахского общества. «Слова назидания»

  • Нравственно-этические проблемы как центральный вопрос философии Абая Кунанбаева. Главный принцип – «Будь человеком» («Адам бол»). Человек – хозяин и создатель своей судьбы.

  • И. Алтынсарин с идеей о роли знания, просвещения в прогрессе общественной жизни и жизни человека

  • Проблема человека и его бытия в философии Ш. Кудайбердиева. Наука о совести. Три истины: вера, наука, совесть

  • Этимология термина «философия»

  • Определение философии как науки

  • Что такое функции философии. Основные функции философии. Мировоззренческая функция – главная функция философии

  • Понятие мировоззрения

  • Исторические типы мировоззрения. Истоки философии.

  • Понятие религии

  • Мифология как тип мировоззрения – это:

  • Что их объединяет мифологию, религию, философию как типов мировоззрения?

  • Отличие философии от мифологии и религии

  • Понятие теоцентризма

  • Понятие деизма

  • Понятие пантеизма

  • Понятие монотеизма и политеизма

  • Основные разделы философии

  • Онтология как учение. Бытие как исходная категория философии, определение

  • Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита

  • Основной вопрос философии, его две стороны: онтологическая и гносеологическая

  • Материализм как философское направление

  • Идеализм как философское направление

  • Основные формы материализма с точки зрения исторического развития

  • Две главные разновидности идеализма: объективный и субъективный, их суть (определение)

  • Монизм, дуализм, плюрализм как философские точки зрения

  • Материалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это

  • Идеалистический монизм в трактовке проблемы субстанции – это

  • Философское определение материи.

  • Атрибуты и формы бытия материи – движение, пространство, время

  • «Время» как философская категория (определение)

  • Диалектика, ее изначальная форма

  • Диалектика как философская теория и метод

  • Альтернативы диалектики как метода философии: метафизика, эклектика, догматизм, софистика

  • Три основных закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей – ядро диалектики, раскрывающий источник развития

  • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений указывающий механизм развития, переход от старого к новому.

  • Закон отрицания отрицания о направленности развития, характеризующийся необходимостью, цикличностью и преемственностью

  • Натурфилософия как умозрительная философия природы

  • Гносеология как философское учение

  • Гностицизм и агностицизм в решении проблемы познаваемости мира

  • Рационализм как гносеологическая концепция

  • Эмпиризм как гносеологическая концепция

  • Сенсуализм как гносеологическая концепция

  • Основные формы познания: чувственное и рациональное

  • Формы чувственного познания

  • Формы рационального познания

  • Уровни научного познания: эмпирический и теоретический

  • Социальная философия как философское учение. Социальный мир во всем многообразии и единстве есть объект социальной философии

  • Определение понятия «общество»

  • Философская антропология как учение о человеке. Вопросы изучения философской антропологии

  • Логика как учение

  • Этика как учение. Исходные категории нравственности – добро и зло.

  • Эстетика как учение

  • Аксиология как учение

  • Детерминизм как учение о всеобщей причинной обусловленности явлений

  • Понятие гедонизма

  • Эвдемонизм – это?

  • Понятие «архэ»

  • Сущность биологизаторского (натуралистического) подхода к определению сущности человека

  • Сущность социологизаторского подхода к определению сущности человека

  • Сущность теологического подхода к определению сущности человека

  • Человек, индивид, личность. Понятие личности

  • Процесс социализации личности

  • Понятие антропогенеза

  • Понятие антропосоциогенеза

  • Понятие антропоцентризма

  • Основные концепции смысла жизни: гедонизм, утилитаризм, эвдемонизм, прагматизм, суть каждой из этих концепций

  • Эсхатология как религиозное учение о конце света

  • Классификация исторических типов философии

  • Список рекомендуемой литературы при подготовке к итоговому экзамену по дисциплине «Философия»

    studfiles.net

    Философия - Кредиты - Институт Гуманитарных наук Российско-Армянского университета

    ihumanities.rau.am

     Семестр 1  
    Наименование дисциплины Кредит Форма контроля (зачет/экзамен)
    Иностранный язык 3 зачет
    Политология 3 зачет
    История и теория мировой культуры 2 зачет
    Основы экономической теории 2 зачет
    Русский язык и культура речи 3,5 зачет
    История Армении 3 зачет
    Армянский язык 4 зачет
    Онтология и теория познания 5 экзамен
    История зарубежной философии 5 экзамен
    Физическая культура 0 зачет
    ВСЕГО, за семестр 30,5  
         
    Семестр 2     
    Наименование дисциплины Кредит Форма контроля (зачет/экзамен)
    Иностранный язык 3 зачет
    Русский язык и культура речи 2,5 зачет
    Армянский язык 4 зачет
    Логика 5 экзамен
    Онтология и теория познания 5 экзамен
    История зарубежной философии 5 экзамен
    Философские проблемы искусства 3 зачет
    Основы безопасной жизнедеятельности 2 зачет
    Физическая культура 0 зачет
    ВСЕГО, за семестр 29,5  
         
    Семестр3    
    Наименование дисциплины Кредит Форма контроля (зачет/экзамен)
    Иностранный язык 7 экзамен
    Основы физики 2 зачет
    Логика 4 экзамен
    Онтология и теория познания 5 экзамен
    История зарубежной философии 5 экзамен
    Философия сознания: история и совремвнность 3 зачет
    Социология 4 зачет
    Физическая культура 0 зачет
    ВСЕГО, за семестр 30  
         
    Семестр 4    
    Наименование дисциплины Кредит Форма контроля (зачет/экзамен)
    История России 2 зачет
    Психология и педагогика 2 зачет
    Дисциплина по выбору 2 зачет
    Информатика 4 зачет
    Онтология и теория познания 5 экзамен
    История зарубежной философии 6 экзамен
    Философские проблемы бессознательного 3 зачет
    Философия политики 4 экзамен
    Дисциплина по выбору 2 зачет
    Физическая культура 1 зачет
    ВСЕГО, за семестр 31  
         
    Семестр 5    
    Наименование дисциплины Кредит Форма контроля (зачет/экзамен)
    Концепции современного естествознания 4 зачет
    Математика 2 зачет
    Социальная философия 4 экзамен
    Современная зарубежная философия 4 экзамен
    История русской философии 5 экзамен
    Философия геополитики 3 зачет
    Современные социально-политические теории 3 зачет
    Философия мифа 2 зачет
    Дисциплина по выбору 2 зачет
    Физическая культура 0 зачет
    ВСЕГО, за семестр 29  
         
    Семестр 6    
    Наименование дисциплины Кредит Форма контроля (зачет/экзамен)
    Экономика о политика переходного периода 2 экзамен
    Высшая математика 3 зачет
    Экология 2 зачет
    Дисциплина по выбору 2 зачет
    Социальная философия 5 экзамен
    Философия и методология науки 3 зачет
    История армянской философии 4 экзамен
    История социологии 3 зачет
    Дисциплина по выбору 2 зачет
    Физическая культура 1 зачет
    ВСЕГО, за семестр 27  
         
    Семестр 7    
    Наименование дисциплины Кредит Форма контроля (зачет/экзамен)
    Социальная философия 5 экзамен
    Этика 4 зачет
    Философские проблемы естественно-научных дисциплин 4 зачет
    Философия образования 2 зачет
    Специфика философского знания 5 экзамен
    Риторика 2 зачет
    Методика преподавания обществознания 5 экзамен
    Этические проблемы информационного общества 2 зачет
    Дисциплина по выбору 2 зачет
    ВСЕГО, за семестр 31  
         
    Семестр 8    
    Наименование дисциплины Кредит Форма контроля (зачет/экзамен)
    Религиоведение 3 зачет
    Дисциплина по выбору 2 зачет
    Философская антропология 4 экзамен
    Методология и методика социологических исследований 3 зачет
    Восточная философия 3 зачет
    Эстетика 5 экзамен
    Дисциплина по выбору 2 зачет
    ВСЕГО, за семестр 22  

    Урока Тема «Античная философия» Академический кредит

    shkolnie.ru

    Разработка проекта урока

    Тема «Античная философия»

    Академический кредит: 2 часа.

    Вид занятия: теоретическое занятие на основе модульной технологии.

    Тип занятия: изучение нового материала.

    Цели урока:

    • углубление знаний обучающихся в предметной терминологии;
    • развитие навыков самостоятельной работы с текстами;
    • развитие навыков творческого мышления;
    • развитие умений извлекать необходимую информацию из текста;
    • развитие у обучающихся логического мышления, внимания, памяти, умения работать сообща.
    Задачи урока

    Образовательная:

    -расширить кругозор, углубить знания по предмету;

    - выделение особенностей античной философии;

    - характерные черты античных философских школ.

    Развивающая:

    - развивать исследовательские, исполнительные, коммуникативные, рефлексивные способности студентов, как составляющие любой профессиональной деятельности;

    - способствовать развитию логического мышления.

    Воспитательная:

    - формировать потребность в информационной культуре при минимизации времени на поиск новой информации.

    - стимулировать потребность в формировании ответственности,

    аккуратности, а так же социальной коммуникации. Ход урока:

    1. Организационно-мотивациооный этап(20 мин):
      1. Входной контроль: терминологический диктант.
    1. Философия
    2 Система взглядов нВ объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности
    3 Рационализм
    4 Мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.
    5 Диалектика
    6 Направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
    7 Онтология
    8 Философское направление, которое отрицает возможность познания сущности вещей и закономерностей развития.
    9 Дуализм
    10 Раздел философии, изучающий познание и его возможности.
    11 Наука
    12 Метод в философии, который изучает объект статично, обособленно.
    13 Идеализм
    14 Направление в философии, сторонники которого признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
    15 ^
    16 Направление в философии, сторонники которого считали, что сомнение является основополагающим принципом мышления.
    17 Эмпиризм
    18 Аксиология
    19 Направление в философии, сторонники которого считали, что познавательные возможности человекаограниченны, полагают высшим родом познания интуицию, откровение, веру, любовь или инстинкт.
    20 Антропоцентризм
      1. Введение в тему урока.
    Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждения гениальных умов часто куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

    До настоящего времени дошли до нас изречения, которые мы часто используем в своей речи: «Познай самого себя», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». А вот ещё один интересный вопрос: «Можно ли считать слова «космос» и «косметика» однокоренными?»

    1. Организация самостоятельной работы студентов:
    Д.П. 2.1 Организация самостоятельной работы по основным вопросам темы урока (5мин):
    1. Общая характеристика античной философии.
    2. Философские школы античности:
    1. Милетская школа;
    2. Пифагорейский союз;
    3. Учение Гераклита;
    4. Учение Демокрита;
    5. Учение Сократа.
    Д.У. 2.2. Индивидуальная работа студентов с раздаточным материалом: словарь, текстовый материал (20 мин).

    Текст 1.

    Общая характеристика Античной философии.

    В Древней Греции и Древнем Риме сформировалась античная философия, весьма богатая и глубокая по содержанию. То был расцвет философии Древнего мира, превращение её в специфическую, относительно самостоятельную сферу духовной культуры общества.

    В античной философии сформировался и господствовал космоцентризм. В его основе лежало представление, о том, что окружающий человека мир есть огромное, таинственное и упорядоченное целое – Космос. В космоцентризме присутствовало три важных идеи: происхождение мира, его постоянное изменение и борьба противоположных начал в нём. Сам человек рассматривался как «микрокосмос».

    Центральной темой античной философии была тема первоначала или субстанции окружающего мира. Таким образом, основным и ведущим разделом философии была онтология как учение о бытии, включая бытиё человека с его познавательными и смысложизненными интересами. Античная философия опиралась на абстрагирующую способность сознания, получая первые обобщённые понятия. Соответственно высшей ценностью и, следовательно, целью было универсальное благо.

    В античной философии была выдвинута также идея Логоса как некоего объективного и неуничтожаемого закона мироздания. В данную эпоху отчётливо выделилось два крупных направления: материализм и идеализм.

    Античная философия была большим шагом вперёд: она осознала свой предмет, сформировала собственный аппарат и исходные принципы познания. В ней имелись «зародыши всех позднейших типов мировоззрения», которые стали источниками последующего развития мировой философской культуры.

    Вопросы:

        1. Как вы поняли, что такое космоцентризм?
        2. В чем особенности рассмотрения человека в античной философии?
        3. Как вы поняли, в чем смысл такой ценности, как благо?
    Текст 2.

    Милетская школа.

    Милетская школа относится к натурфилософии. Одним из самых известных философов Милетской школы является Фалес.

    Фалес считался первым в Греции учёным – астрономом, первым, кто начал доказывать геометрические теоремы. Фалес считается основоположником греческой философии.

    Фалес утверждал, что начало – это вода. Заслуга Фалеса является введение первого понятия греческой философии – понятия «начало» как мирового вещества, из которого возникают все вещи. Он впервые поставил вопрос всей греческой философии: «Что есть всё?». В своём учении Фалес исходит из показания чувств.

    Фалес Милетский первым принялся за философию природы. Позднее Фалес был назван наивным материалистом.

    Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции - первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Хотя идея Фалеса о "первосущности" представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении "все из воды" была дана "отставка" олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы.

    Хотя идея Фалеса о "первосущности" представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зрения она чрезвычайно важна: в положении "все из воды" была дана "отставка" олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете, мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы

    Изречения Фалеса:

    1. Что трудно - познать самого себя.
    2. Что самое приятное – достичь того чего желаешь.
    3. Что утомительно – праздность.
    4. Что вредно – невоздержанность.
    5. Что невыносимо – невоспитанность.
    6. Учи и учись лучшему.
    7. Блюди меру.
    8. Находясь у власти, управляй самим собой.
    Вопросы:
          1. В чём особенности натурфилософии?
          2. Как вы поняли, что такое субстанция?
          3. Исходя из изречений Фалеса, определите что для него самое важное в жизни человека?

    Текст 3.

    Пифагорейский союз.

    Пифагорейский союз – это свободная религиозная община, которая сосредоточила внимание на проблеме чисел, как сущности вещей. Основателем её считается сам Пифагор, который жил во второй половине VI в. до н. э. это было время мистических культов, возрождения древних обрядов. Не случайно, поэтому философия у Пифагора сочетается с религиозными представлениями.

    Пифагор оставил три произведения – «О воспитании», «О природе», «О государстве». Считают, что именно Пифагор назвал философию этим именем.

    Свою задачу Пифагор видел в том, чтобы уяснить сущность многообразных вещей, найти то общее, что их объединяет, открыть их отношения и связи. Таким образом, Пифагор раскрывает структуру вещей, которую связывает с числом. Число у него – основа всего сущего и оно нематериально, поэтому Пифагора считают родоначальником идеализма. Именно числа образуют порядок в природе, поэтому все законы природы могут быть выражены математически.

    Соотношение чисел образуют порядок и гармонию в мире – Космос. Таким образом, Космос у Пифагора – это порядок, красота и гармония. Число занимает первое место в природе неслучайно, так как в нём заключаются свойство и отношения, присущие гармоничному сочетанию вещей. Пифагорейское учение содержит элементы диалектики. Для него присуща диалектика количественных изменений: перехода друг в друга чётных и нечётных чисел.

    Пифагор проповедовал аскетизм, но в античном смысле слова: здоровая душа требует здорового тела, а то и другое постоянного музыкального воздействия для гармоничного развития тела и души человека.

    Вопросы:

            1. Рассмотрев основные положения философии Пифагора, можем ли мы ответить на вопрос: «Можно ли считать слова «космос» и «косметика» однокоренными?»
            2. По мнению Пифагора, что значит быть гармоничным человеком?
    Текст 4.

    Учение Гераклита.Гераклит считается основоположником античной диалектики.

    Исходными пунктами своего учения Гераклит взял два:

    1. В основу всего существующего он положил огонь.
    2. Всё существующее является изменчивым и преходящим.
    Два пункта Гераклита взаимосвязаны между собой. Огонь является первопричиной неслучайно, так как он из всех вещей более всего способен к изменению и более всего подвижен.

    Космос – это становящее целое, обладающее своим законом становления. Возникновение Космоса Гераклит называет «путём вниз», «упорядочением» и «недостатком» огня. Соответственно гибель космоса «путь вверх» и «избыток огня».

    У Гераклита мы находим принцип детерминизма, т. е. он следовал учению причинной обусловленности явлений, признании необходимости в их развитии считал, что борьба – это внутренний источник движения и изменений. Необходимость это всеобщий закон (Логос). Логос – это не просто разумная необходимость, но и закономерность управляющая миром.

    Изречения Гераклита.

    1. Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы назвали бы счастливыми быков, когда они находят горох для еды.
    2. На входящих в одну и ту же реку текут всё новые и новые воды.
    3. Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создан никем из богов и никем из людей, он был всегда и будет вечно живым огнём.
    4. Многознание не научает быть умным.
    5. Своеволие следует гасить быстрее, чем пожар.
    6. Всем людям свойственно познавать самих себя и мыслить.
    Вопросы:

    1. Так в чём суть высказывания: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?Текст 5.

    С именем Демокрита связывают начало новой формы материализма – атомистического.

    Бытиё состоит из «эйдосов» (впоследствии их стали называть атомами) и пустоты. Эйдосы – это маленькие тела, не имеющие качеств, но разнообразные по форме, порядку и положению. Они неделимы и находятся в постоянном движении. Именно наличие пустоты даёт возможность движению.

    Первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к эйдосам. И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества маленьких частиц, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте.

    Душа также состоит из эйдосов, они круглые, гладкие, весьма маленькие и огненные.

    Космос – это масса вечной и бесконечной материи, находящейся в вечном и бесконечном движении. Демокрит рассматривал два познания: одно из них связано с ощущение, другое – с разумом.

    Демокрит широко применял в своих исследованиях аналогию и гипотезу. Аналогия им применялась как поиск в вещах и явлениях сходства признаков, соответствия. Гипотеза – как основание, вероятное предположение о причинах явлений, которое будет ещё доказываться. Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения, считал он, представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник и основу познания. Свидетельства об окружающем нас мире, которые дают ощущения, дополняются и исправляются тонкой работой ума. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Демокрит усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. Он с пафосом воскликнул: "Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!"

    Целью жизни человека является земное счастье, как разумное удовлетворение потребностей, при которых будет обеспечено хорошее расположение духа. Это состояние возникает при гармонии человека с природой, исполнение долга, когда человек следует мере во всём.

    Изречения Демокрита:

    1. У кого характер упорядочен, у того жизнь благоустроена.
    2. Жить дурно, неразумно, невоздержанно, не только плохо жить, но и медленно умирать.
    3. Причина ошибки – не знание лучшего.
    4. Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, а радуется тому, что имеет.
    5. Враг не тот, кто наносит обиду, а тот, кто делает это преднамеренно.
    Вопросы:
              1. Почему философия Демокрита считается материалистичной?
              2. Что является главной ценностью для Демокрита? В чём суть данной ценности?
              3. В чем особенности познания и Демокрита?

    Текст 6.

    Учение Сократа.

    Сократ считается создателем философской этики. С его именем связан антропологический переворот в древнегреческой философии: переориентация философии с темы природы на тему человека. В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определённых отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. В центре же философии Сократа находится человек, его сознание, самосознание, поведение и отношение к другим людям и к общественной жизни. Впервые человек рассматривался как существо двухосновное: общественное и нравственное.

    Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И, прежде всего, она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и к ее реализации. Самый знаменитый тезис Сократа: «Познай самого себя».

    Счастье является высшей целью человеческой жизни и достигается с помощью внутренней свободы личности. Быть счастливым – значит познать самого себя, вести умеренный образ жизни, творить добро и не нарушать гармоничных отношений с окружающей природной средой.

    Сократ предложил специальный философский метод познания – майевтику (установление истины с помощью искусно поставленных вопросов). Данный метод выражался в поиске общего в частных случаях, т.е. являлся элементарной индукцией. Большое значение придавал диалогу, направленному на формирование правильных понятий. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Знание – есть понятие об общем, которое надо добывать. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.

    Сократ исследует понятие «благо». Он утверждал, что абсолютного блага нет, оно относительно: «то, что для одного полезно, для другого вредно».

    Взгляды Сократа сделали его настолько знаменитым, что период предшествующей его философской деятельности называют «досократовским», а философские школы, которые создали его ученики называют «сократическими».Вопросы:

                1. Так в чём суть высказывания: «Познай самого себя»?
                2. В чём сущность принципа этического рационализма у Сократа?

    ^

    1. По тексту 1 заполняется фрейм «Характеристика исторических типов и форм философии»

    Схема 1.«Характеристика исторических типов и форм философии».

    1. По текстам 2- 6 заполняется сравнительная таблица «Характеристика философов на основе определённых критерий сравнения»

    Дать характеристику философов, используя данные категории сравнения.

    ^ Фалес Пифагор Гераклит Демокрит Сократ
    Основная идея
    ^
    Какие философские категории рассматривал?
    ^
    Заслуга философа.
    Примечания
    1. ^
    1. Проверка степени усвоения материала (14 мин).
    Даётся фрейм – задача.Решить фрейм – задачу по теме «Античная философия».
    Цель Проанализировать учения античных философов

    Проблема

    Философия возникла около 3000 лет назад в Китае, индии и Египте. Почему именно греческую философию, которая возникла позднее, считают началом философии как науки.
    ^ Наука – это форма человеческих знаний, система знаний о явлениях и законах действительности. Цель науки – это исследование на основе определённых методов и познание законов развития природы и общества.
    Основные

    представители

    античной философии

    Проблемное

    поле:

    Основные категории Основные методы

    и приёмы

    Решение задачи.
    1. Оценка деятельности студентов и содержания урока(3мин).
    2. Домашнее задание (3 мин).

    Смотрите также